logo search
Фил

Лекция 23-я: Социокультурные детерминанты художественного развития

В отличие от тех процессов, которые протекают в условиях относительно стабильной среды, — скажем, развития общества в практически неизменявшейся на протяжении нескольких тысячелетий природной среде — развитие искусства в художественной культуре и ее движение в целостном социокультурном пространстве протекали в условиях его непрерывных изменений, требовавших соответствующих изменений в художественном самосознании культуры.

При этом следует иметь в виду, что в совокупности социальных влияний, обусловливающих развитие искусства, соотношение различных сил подвижно, как и во всякой динамической системе. Например, в одних условиях воздействие технического прогресса или идеологии весьма активно, а в других — еле заметно. Поэтому конкретное соотношение факторов, направляющих историко-художественный процесс, постоянно меняется: в XVII в. оно было иным, чем в средние века, а в наше время оно отличается от того, каким было в эпоху Просвещения.sK тому же роль каждого фактора и их соотношение оказываются различными, когда речь заходит о детерминированиитой или иной области художественной культуры — литературы или прикладного искусства. Соответственно эстетическая теория должна учитывать, как складывается ансамбль социальных и культурных воздействий в истории каждого вида искусства, и не переносить на художественную деятельность, взятую в целом, те особенности, которые характеризуют структуру социокультурной детерминации развития литературы или архитектуры. Если же мы будем исходить из того, что искусство являетсясамосознанием культуры, то его историю можно понять только как отражение истории культуры, рассматриваемой целостно и во взаимодействии с развитием общества. Предтечами такого понимания истории искусства были Г. Гегель — ибо процесс «самопознания абсолютного духа», определявший у него развитие художествен-

302

ного освоения мира, был не чем иным, как историей культуры, — и М. Дворжак, формула которого: «История искусства как история духа», — имела тот же реальный смысл. Отличие излагаемого здесь взгляда заключается лишь в том, что культура, как было показано в первой части курса, не сводится к исторической жизни духа, но охватывает весь континуум человеческой деятельности, и материально-практический, социально-организационный, духовный, и практически-духовный, художественный.

Отсюда следует, что самостоятельность историко-художественного процесса оказывается относительной, и задача состоит в том, чтобы выявитьдиалектику имманентности и детерминированности этого процесса, представив и ту и другую как системы факторов, управляющих им с необходимой полнотой.