4. Эстетосфера культуры как аксиологическая система
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что эволюция эстетического сознания человечества характеризуется постепенным обогащением и усложнением форм эстетической ориентации человека в мире. Первоначально эстетическое мировосприятие имело, по-видимому, сравнительно простую морфологическую структуру. Подобно всем другим направлениям ценностной ориентации, эстетическое освоение действительности строилось на противопоставлении представлений о ценности и, если так можно выразиться,антиценности: хорошее противопоставлялосьплохому, добро — злу и т. д.,прекрасное имело своей ценностной антитезойбезобразное. Подобная парность соотносительных и полярных категорий вполне естественна — ведь всякая ценность, выражаяположительное значение объекта для субъекта, тем самым предполагает существование своей противоположности, т. е. каких-то явлений, имеющих в данном отношенииотрицательное значение, — подобно тому, какпольза противопоставляетсявреду, истина — заблуждению и т. д.
Вместе с тем в истории культуры стало намечаться размежевание двух типов эстетической ценности, один из которых можно назвать «предметными ценностями», т. е. такими, которые свойственны тем или иным явлениям природы, облику человека, созданным им вещам, произведениям искусства, а другой — «конфликтными ценностями», поскольку рождаются они в процессах противоборства данных реальных предметов с противостоящими им идеальными силами; круг «предметных» эстетических ценностей охватываетпрекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т. п., а ценностями «конфликтного» типа сталитрагическое и комическое.
Автономизация всех этих конкретных форм эстетического отношения произошла не сразу — система эстетических ценностей исторически развивалась, последовательно разукрупняясь, Дробясь, обогащаясь новыми модификациями исходных ценностей, — культура искала и продолжает это делать по сей день способы точного эмоционального улавливания, художественно-то воплощения и терминологического обозначения умножавшегося разнообразия конкретных форм эстетического осмысления реальности. Анализ древних мифов, эпических поэм, сказок и легенд, а также лексического состава древних языков показывает, что не было в них сколько-нибудь четкого различения трагедийных икомедийных ситуаций, как не было и различения таких качеств героев, каккрасота ивеличие, — об особенностях трагедии заговорил впервые Аристотель, а первый теоретический
анализ категории «возвышенное» в отличие от понятия «прекрасное» появился лишь в начале первого тысячелетия в Риме в трактате «О возвышенном», автора которого именуют псевдо-Лонгин.
Еще у пифагорейцев, выдвинувших в центр внимания категорию красоты, она исследовалась в грандиозных масштабах Вселенной — ее первое обозначение «космос»; и даже после того, как «мерой всех вещей», согласно классической формуле Протагора, был признан человек, его эстетическая ценность определялась тем понятием «калокагатии», смысл которого заключался именно в слиянии физической красоты и душевного величия как меры оценки человеческих достоинств. О том же говорило и античное понятие «герой», в котором видели сына Бога и человека, т. е. некоесоединение прекрасного и возвышенного — именно это единство и определяло самую сутьгероического как основного содержания греческой трагедии. Такой же синтетический смысл имеет и выразительное слово «великолепие».
Дальнейшая дифференциация эстетического сознания привела к тому, что на современном уровне культуры палитра эстетических оценок стала необыкновенно богатой, позволяя нам улавливать в реальном мире многообразнейшие оттенки эстетических ценностных качеств. Невыполнимой задачей было бы попытаться хотя бы просто перечислить все термины, которыми человечество научилось обозначать эти оттенки. В самом деле, желая, например, точно выразить ощущение от понравившегося нам растения, животного или человека, мы можем оперировать обширнейшим набором эстетических понятий: красивое, изящное, прелестное, очаровательное, грациозное, миловидное и т. д. и т. п., причем понятия эти отнюдь не синонимичны — каждое из них имеет специфический эстетический смысл. Если же мы выйдем за пределы бытовых суждений и обратимся к искусству слова, то увидим, что доступными ему образными средствами оно стремится передавать необозримое богатство открывающихся нашему эстетическому чувству конкретных модификаций прекрасного и других эстетических ценностей и «антиценностей». И в филогенетическом, и в онтогенетическом масштабах такой уровень эстетической восприимчивости есть результат ее длительного развития, ее целенаправленного воспитания и самовоспитания.
Вместе с тем есть все основания предполагать, что за разветвленной сетью эстетических ценностей скрывается их глубинная системная взаимосвязь, порожденная потребностью культуры вполном охвате эстетическим сознанием человека всех ценностных проявлений окружающего его мира и его самого в этом мире. Правда, история эстетики и, в частности, развитие отечественной эстетической мысли в последние десятилетия показывают,
что, если аксиосфера культуры не сводилась к одной только красоте или к категориальной паре «прекрасное / возвышенное», она представлялась простым набором тех или иных ценностей, выделяемых теоретиком без всякого обоснования принципов этого отбора, согласно его, так сказать, «теоретическому вкусу»; неудивительно, что набор этот оказывался различным у разных теоретиков. Не описывая все эти наборы, представленные в нашей эстетике (в книгах Ю. Борева, А. Гулыги, Л. Зеленова, А. Зися, Н. Крюковского, Т. Савиловой, П. Соболева, Е. Яковлева), ограничусь изложением того, каковы они в новейших сочинениях 80-х годов: Е. Яковлев различает в аксиосфере такие ценности, как прекрасное, возвышенное, трагическое икомическое, А. Гулыга кроме этих четырех счел возможным ввести в набор эстетических категорийтипическое, фантастическое иэстетический идеал, а П. Соболев выделялкрасоту, прекрасное, трагическое, катарсис, возвышенное, комическое. Что касается современной зарубежной эстетики, то она давно уже отказалась от попыток целостного осмысления всей эстетосферы культуры — так же, как западная философия не рассматривает целостно-системно более широкое культурное поле ценностного отношения человека и мира, сводя его к нескольким произвольно избираемым формам.
Системно-синергетическое рассмотрение всего мира ценностей, соединяющее структурно-функциональный и исторический подходы, является предметом исследования в специальном курсе лекций, читаемом мною в Петербургском университете (он будет опубликован в ближайшее время); задачей данного курса является анализ с этих же методологических позиций системы эстетических ценностей. За годы, прошедшие после опубликования предыдущего издания этого курса, я убедился в том, что системообразующие силы, организовавшие целостное и структурно-расчлененное пространство эстетосферы, были выявлены правильно и потому ее морфологическая модель пересмотру не подлежит; вместе с тем модель эта оказалась недостаточно полной, ибо к трем парам выделенных в ней модификаций эстетической ценности нужно добавить еще одну — категориальную парупоэтическое / прозаическое.
Выполненное под моим руководством в 1994—1996 гг. диссертационное исследование А. Ачкасова показало, что с начала XIX в. понятия «поэтическое» и«прозаическое» стали широко использоваться за пределами их исходного значения как категорий теории литературы (значения эти —стихи иритмически неорганизованный текст), для обозначения эстетических качествобщехудожественного масштаба, а затем и определенных ценностных свойствсамой действительности — природных явлений
и человеческой жизни. Г. Гегель придал этим понятиям самое широкое значение, обозначив с их помощью два исторических «состояния мира» — античное исовременное, буржуазное, объясняя таким образом коренное изменение положения искусства в эти эпохи, а затем В. Белинский различал в самом искусстве его«поэтические» и «художественные»качества. В середине нашего века французские эстетики Г. Башляр и М. Дюфрен делали «поэтическое» предметом специального исследования, первый в книгах «Поэтика пространства» и «Поэтика мечтательности», а второй в обобщающем труде с лаконичным названием «Поэтическое». В конечном счете, антитеза «поэтическое — прозаическое» в таком ее уже не только теоретико-литературном, но иобщеэстетическом значении получила признание в словарных экспликациях данных понятий: толковый словарь В. Даля определилпоэзию и как «изящество в письменности», и как «все художественное, духовно и нравственно прекрасное», выражаемое «мерною речью», и как «изящество, красоту», выражаемую не «на словах», а другими способами, и как способность человека «отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты»; соответственно целый пучок значений получило и прилагательное«поэтичный». В XX в. словари и энциклопедии на всех европейских языках не только фиксируют этот спектр значений «поэтического», но и его оппозиционно-соотносительное ценностное понятие «прозаическое». Представляется поэтому необходимым теоретически узаконить это расширение категориального состава эстетической аксиологии, выявив его причины и определив место, занимаемое данной парой категорий в общей их системе.
В многообразии эстетических ценностей следует различить прежде всего три их группы: основные ценности,дополнительные исинтетические. Красота, изящество и грациозность составляют один «пучок» родственных ценностей, различающихся лишь оттенками общего для них качества, и все они могут рассматриваться как вариации категории «прекрасное». На другом уровне различаютсякрасота ивеличие, илипрекрасное итрагическое, иливозвышенное икомическое: каждая из этих ценностей тоже имеет свои «изотопы», но друг от друга они отличаются уже не оттенками смысла, а гораздо более существенно, что и позволяет видеть в нихосновные эстетические ценности. Что же касается третьей группы, то она охватывает такие, например, категории, каквеликолепное, героическое, трагикомическое, в которых как бы скрещиваются, объединяютсявозвышенное с прекрасным илитрагическое с комическим.
Какие же эстетические ценности можно считать основными, и почему именно они приобрели такое значение в культуре?
Первую плоскость их дифференциации мы уже установили — это разделение всех эстетических ценностей на позитивные инегативные, т. е. присущие объектам,утверждающим идеальное иотрицающим его) таковы оппозиционно-соотносительные аксиологические пары «прекрасное — безобразное», «возвышенное — низменное», «поэтическое — прозаическое». Что же касается различия позитивных ценностей «предметного» типа —прекрасного, возвышенного, поэтического, то оно объясняется тем, что проявление идеального в реальном имеет разные формы и степени, поскольку самоидеальное может выступать, с одной стороны, как «совершенное», а с другой — как «одухотворенное», что и определяет различиепрекрасного ипоэтического. В античности сложился, был воспринят Возрождением и канонизирован классицизмом способ формообразования, который возводил образ к совершенному праобразу-идеалу(по теории Платона), тем самым подчиненяя искусствопрекрасному, — показателен сам термин «изящные искусства», введенный эстетикой классицизма (замечу, что в русском переводе термин «изящное» передавал смысл французскогоbeauxartsв духе галантного XVIII в., тогда как точным был бы перевод «прекрасные искусства»). Романтики противопоставили этому представление о главной задаче художника — добиваться некрасоты, а«выразительности», т. е.«духовной экспрессии» или«поэтичности». Что же касается отличиявозвышенного отпрекрасного, то, как показали все его исследователи, от псевдо-Лонгина до Н. Чернышевского, оно определяется особой ролью в возвышенномколичественной стороны в соотношении реального и идеального: если впрекрасном количественная характеристика уравновешена с качественной, образуя «меру данного вида», товозвышенное порождается «безмерностью» проявления идеального в реальном, чрезмернойсилой, мощью идеального начала — начиная с мифологических образов титанов, гигантов, великанов или египетских пирамид и готических соборов. Соответственно этот же «размерно-силовой фактор» определяет отличиенизменного отбезобразного. Поскольку же эти исходные ценностные свойства, позитивные и негативные, существуют не только сами по себе, но и вступают в противоборство, за которым вырисовывается антагонизм реального и идеального, и в этих конфликтах может побеждать и реальность, и идеал, постолькутрагическое отличается отпрекрасного, возвышенного, поэтического, а комическое — от безобразного, низменного, прозаического.
Резюмируя сказанное, можно представить строение аксиологического аспекта эстетосферы в виде двухмерного спектра в общей «топографии» мира ценностей:
Такое место эстетических ценностей в мире ценностей объясняется тем, что «поэтическое / прозаическое», как свидетельствует их происхождение, выросли из художественного освоения реальности и сохраняют с ним прямую связь в культуре Нового времени (мы убедимся в этом, когда будем рассматривать проблему своеобразия содержания искусства), а «возвышенное / низменное» столь же тесно связаны с религиозным сознанием — ведь божество является образом «абсолютного величия», как и его антипод — злой дух, дьявол — образом «абсолютной низменности». Что же касается «трагического/комического», то эта пара эстетических категорий производна от трех других, образованная противостоянием и противоборством прекрасного и безобразного, поэтического и прозаического, возвышенного и низменного. В другом измерении предметные эстетические ценности соприкасаются с ценностями нравственными, «трагически/комическое» — с ценностями социально-политическими, поскольку общественные отношения являются основной сферой проявления противоречий реальности и идеалов.
Что же касается внутреннего строения спектра эстетических ценностей, то следует добавить, что его составляющие не противостоят друг другу как замкнутые и «чистые» формы, но соприкасаются и пересекаются, подобно полосам всякого спектра; выше уже отмечалось наличие амбивалентных эстетических ценностей — скажем, великолепного илитрагикомического; сейчас отмечу чрезвычайно интересные с аксиологической точки зрения возможности превращения одной ценности в другую, и не только одноуровневых, но и разноуровневых: так,воз-
вышенное становится основойтрагического и в жизни, и в искусстве — вспомним судьбу декабристов или «Ромео и Джульетту»;трагически может обернуться ипоэтическое — в «Лебедином озере», а в реальной жизни в гибели природы в результате затопления российских лугов и лесов;пошлое и вульгарное может вызывать икомический, итрагический эффект — каждый найдет множество тому примеров и в собственном жизненном опыте, и в произведениях искусства; особого внимания заслуживают, однако, такие ситуации, когда, скажем, некрасивое лицо на наших глазах становится красивым, если его одухотворяет живое чувство, сила любви, энергия мысли (в романах Л. Толстого читатель найдет немало примеров такого рода, а великих портретистов — например, Д. Веласкеса или Ф. Гойю — часто привлекала задача выявления душевной красоты, скрытой за внешним безобразием модели; гений Ф. Достоевского сумел проникнуть в такие глубины человеческой психики, в которых скрываются источники взаимного превращениянизменного ивозвышенного — вспомним множество примеров подобного «оборачивания» в «Преступлении и наказании», «Братьях Карамазовых», «Идиоте»...) Вообще говоря, одно из существенных отличий реализма от классицизма и романтизма состоит именно в том, что эти последние, при всех их различиях, в равной мере «работали» на чистых образных антитезах положительного и отрицательного — типа «Христос — Иуда», «Каин — Авель», «ангел — демон», тогда как реализм искал, по выражению К. Станиславского, «в плохом хорошее и в хорошем плохое», убежденный в бесконечной сложности человека («широк человек», по формуле Ф. Достоевского), способного вмещать взаимоисключающие, казалось бы, качества, их взаимные переходы и превращения одного в другое.
Надо также иметь в виду, что в духовной жизни человека существует множество таких состояний, которые вообще не вербализуются, которым язык не способен найти точные, однозначные определения, и только искусство — в поэзии, музыке, живописи, актерском творчестве, танце — может это сделать. Поэтому восемь понятий, заполнивших полосы нашего эстетического спектра, и даже те дополнительные, которые можно найти для обозначения переходных зон, — только малая часть реального богатейшего наполнения сферы эстетических чувствований и «схватываемых» ими ценностных связей объективного мира с человеческими идеалами, только опорные пункты, позволяющие выявить принципы строения этой сферы, которая представляет собой своего рода «поле» волновых колебаний, говоря физическим языком, а не механическое соседство пространственно-локализованных предметов.
Теперь можно перейти от общего взгляда на этот эстетический спектр к детальному рассмотрению каждой его полосы.
- Оглавление
- Каган Моисей Самойлович
- Часть вторая мир эстетических ценностей
- Часть третья художественная деятельность и художественная культура
- Часть четвертая историческая морфология искусства
- Часть пятая эстетическое и художественное развитие человечества в контексте истории культуры
- Лекция 1-я, вводная: о принципах построения современной эстетической теории
- 1. К истории данного курса лекций
- 2. О философских основаниях эстетической науки
- 3. О принципах построения настоящего курса
- 1. О содержании понятия «эстетика»
- 2. Зарождение и становление эстетической мысли
- 3. Эстетика как философская наука
- 4. О типах и формах эстетической рефлексии
- Лекция 3-я: Методологическая программа системно-синергетического исследования 1
- 1. Общая характеристика системного мышления
- 2. Предметная (субстратно-структурная) плоскость системного исследования
- 3. Исследование внешнего и внутреннего функционирования системы
- 4. Историческая (генетически-прогностическая) плоскость системно-синергетического исследования
- Лекция 4-я: Философско-онтологические основания эстетической теории
- 1. О бытии и небытии
- 2. Природа и общество в системе бытия
- 3. Человек как системное единство природы и общества
- 4. Культура как способ связи человека с природой и обществом
- Лекция 5-я: Философско-антропологический контекст эстетической теории
- 1. Homo agens — человек деятельный
- 2. Практика и духовность в деятельности человека
- 3, Строение человеческой деятельности
- 4. Эстетическое и художественное в системе человеческой деятельности
- Лекция 6-я: Философско-культурологический контекст эстетической теории
- 1. Человек как творец культуры
- 2. Процессы опредмечивания и общения
- 3. Предметное бытие культуры
- 4. Процессы распредмечивания и общения
- 5. Человек как творение культуры, превращающееся в ее творца
- 6. Место и функции философии и искусства в культуре
- Часть вторая. Мир эстетических ценностей Лекция 7-я: Эстетическое отношение
- 1. О происхождении эстетического чувства
- 2. Эстетическое отношение как вид ценностного сознания
- 3. Содержательная форма как носитель эстетической ценности
- Лекция 8-я: Эстетическое отношение (продолжение)
- 1. Эстетическая ситуация
- 2. Эмоционально-оценочная природа эстетического отношения
- 3. Эстетическое как соотношение реальности и идеала
- 4. Эстетосфера культуры как аксиологическая система
- Лекция 9-я: Анализ основных эстетических ценностей
- 1. Прекрасное и безобразное
- 2. Возвышенное и низменное
- 3. Поэтическое и прозаическое
- Лекция 10-я: Анализ основных эстетических ценностей (продолжение )
- 1. Сущность трагического и его основные формы
- 2. Комическое и его модификации
- 3. Историческая динамика системы эстетических ценностей
- Лекция 11: Эстетическая культура общества, ее строение и функционирование
- 1. Общая характеристика эстетической культуры
- 2. Эстетический вкус как инструмент культуры
- 3. Роль эстетической установки в человеческой деятельности
- 4. Эстетические ценности предметного бытия культуры
- 5. Формирование эстетического сознания, эстетическое воспитание и самовоспитание
- Лекция 12-я: Диалектика взаимоотношений эстетического и художественного
- 1. Краткое историографическое введение
- 2. Взаимосвязь эстетического и художественного в деятельности сознания
- 3. Эстетический потенциал практической деятельности и художественная деятельность
- 4. Взаимосвязь эстетического и художественного в процессе формирования личности
- Часть третья. Художественная деятельность и художественная культура Лекция 13-я: Происхождение художественной деятельности: филогенез и онтогенез
- 1. Зарождение художественного творчества в филогенезе
- 2. Художественное и религиозное сознание в мифологическом контексте
- 3. Труд и художественное творчество
- 4. Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека
- 5. Зарождение художественной деятельности в онтогенезе
- Лекция 14-я: Самоопределение искусства в культуре
- 1. Исторический процесс автономизации художественной деятельности
- 2. Диалектика устойчивого и изменчивого в истории искусства
- 3. Искусство в художественной культуре
- Лекция 15-я: Структура художественного удвоения бытия
- 1. Проблема предмета искусства
- 2. Духовное содержание искусства: гносеологический аспект
- 3. Духовное содержание искусства: аксиологический аспект
- Лекция 16-я: Структура художественно-образного удвоения бытия (продолжение)
- 1. Система образов как внутренняя форма произведения искусства
- 2. Материально-конструктивная грань художественной формы
- 3. Знаково-коммуникативная грань художественной формы
- Лекция 17-я: Художественно творческий процесс — произведение искусства — художественное восприятие
- 1. О «биографическом подходе» к произведению искусства
- 2. Структура художественно-творческого процесса
- 3. Художественное произведение как органическая целостность
- 4. Психологическая структура восприятия художественного произведения
- Лекция 18-я: Искусство как полифункциональная система
- 1. Функции искусства в его отношении к человеку
- 2. Функции искусства в его отношении к обществу
- 3. Функции искусства в его отношении к природе
- 4. Функции искусства в его отношении к культуре
- 5. Функция искусства в его отношении к собственным потребностям
- 6. Динамика взаимоотношений функций искусства
- Часть четвертая. Историческая морфология искусства Лекция 19-я: Исторический процесс образования современной системы искусств
- 1. Два исторических корня художественной деятельности
- 2. Фольклор на «морфологической карте» художественной культуры
- 3. Выделение и развитие художественного производства
- 4. Процесс дифференциации форм художественного творчества
- 5. Интегративные процессы в истории художественной культуры
- Лекция 20-я: Система классов, семейств и видов искусства
- 1. Взаимоотношение искусств на уровне внешней формы
- 2. Взаимоотношение искусств на содержательном уровне
- 3. Взаимоотношение искусств на уровне внутренней формы
- Лекция 21: Вид искусства как система родовых и жанровых модификаций
- 1. Род искусства как морфологическая категория
- 2. Искусство слова как система родовых форм
- 3. Родовая дифференциация в других видах искусства
- 4. Основания жанровой дифференциации художественного творчества
- Часть пятая. Эстетическое и художественное развитие человечества в контексте истории культуры Лекция 22-я: Общие закономерности художественно-исторического процесса
- 1. Художник как субъект творчества
- 2. Диалектика преходящего и непреходящего в истории искусства
- 3. Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии
- Лекция 23-я: Социокультурные детерминанты художественного развития
- 1. Материальная обусловленность историко-художественного процесса
- 2. Общественное сознание и художественное творчество
- 3. Социальные координаты художественной культуры — искусство и сословно-классовая структура общества
- 4. Национальная структура общества и искусство
- Лекция 24-я: Относительная самостоятельность художественного развития
- 1. Внутренняя логика развития художественного познания
- 2. Идейная преемственность и влияния в историко-художественном процессе
- 3. Логика развития художественного мастерства
- 4. Относительная самостоятельность развития языков искусства
- 5. Художественная культура как саморегулирующаяся система и неравномерность развития видов, родов и жанров искусства
- Лекция 25-я: Творческий метод, стиль, направление в историко-художественном процессе
- 1. Творческий метод как категория историко-художественного процесса
- 2. Творческий метод и морфологическая структура искусства
- 3. Творческий метод и художественное направление
- 4. Творческий метод и художественный стиль
- Лекция 26-я: Зарождение художественной деятельности и эстетического сознания
- 1. Методологическое введение
- 2. Генезис эстетической и художественной энергий культуры
- 3. Эстетическая и художественная грани первобытной культуры
- Лекция 27-я: Эволюция эстетического сознания и художественной деятельности в истории традиционной культуры
- 1. Три пути выхода из первобытного состояния
- 2. Эстетический и художественный аспекты культуры феодального общества
- Лекция 28-я: Пути перехода от традиционной культуры к культуре инновационно-креативной
- 1. Проблема Возрождения в истории культуры
- 2. От Возрождения к Просвещению; проблема барокко
- 3. Становление критики как механизма самоуправления художественной культуры креативного типа
- Лекция 29-я: Эстетический и художественный аспекты культуры развитого буржуазного общества
- 1. Антитеза «Романтизм/Позитивизм» в европейской культуре XIX века
- 2. Эстетические позиции и художественно-творческие принципы Романтизма
- 3. Эстетические установки Позитивизма и его влияние на художественную практику
- 4. Модернизм как крайняя форма инновационно-креативного типа культуры
- Лекция 30-я: Начало нового переходного этапа в истории культуры и проблема Постмодернизма
- 1. Дискуссия о Постмодернизме в социологии, культурологии и эстетике
- 2. Становление новой цивилизации и его социокультурные последствия
- 3. Постмодернизм как продолжение и отрицание Модернизма
- 4. Универсальная диалогичность как принцип переходного этапа в истории культуры на рубеже веков
- Библиографическое приложение
- I. Литература, представляющая и освещающая историю эстетической мысли
- 1) Источники.
- 2) Поэтапные исследования.
- II. Современные методологические проблемы культурологии и эстетики
- III. Теоретические исследования
- 1) Опыты построения целостной теории в отечественной науке
- 2) Разработка отдельных проблем эстетики
- IV. Работы, освещающие историю художественной культуры
- 1) Труды целостно охватывающие историю культуры
- 2) Труды, характеризующие отдельные этапы истории художественной культуры