3. Творческий метод и художественное направление
Творческий метод как система принципов, управляющих процессом художественного освоения человеком мира, не является еще художественной реальностью, ею обладают лишь плоды творчества — создаваемые творческим методомпроизведения искусства. Поэтому основной единицей измерения истории искусства оказывается не творческий метод, ахудожественное направление, т. е. совокупность произведений, сближающихся друг с другом по ряду существенных идейно-эстетических признаков. Отсюда становится понятным, что понятия «классицизм» и «барокко», «романтизм» и «критический реализм», «натурализм» и «импрессионизм» и т. д. и т. п. обозначают иметоды творчества более или менее широких групп художников, и вырастающие на этой основенаправления историко-художественного процесса.
В обществе, раздираемом противоречиями и потому лишенном единства миропонимания, психологии и идеалов, неизбеж-
на кристаллизация различных методов художественного творчества; столкновение этих методов, их противоборство становится непосредственной движущей силой художественного развития общества и запечатлевается вовзаимодействии художественных направлений, которые складываются на основе каждого творческого метода или исторического сцепления нескольких методов.
Будучи основной единицей измерения истории искусства, художественное направление обнаруживает, однако, и некие внутренние членения. В реальном историко-художественном процессе формирование и развитие едва ли не каждого направления протекает в различных условиях — национально-своеобразных, провинциально-специфических, исторически локальных, наконец, преломляющихся особенным образом в той или иной культурной среде. Все эти факторы дробят единое художественное направление и одновременно его конкретизируют, позволяя ему выявить богатство своих художественных возможностей. Подобные конкретные проявления и преломления художественного направления обычно называют художественными течениями илихудожественными школами.
Понятие «школа» употребляется чаще всего для обозначения национальных и провинциальных разветвлений художественного направления — так, говорят, например, об «итальянской школе» в истории живописи Нового времени или о «новгородской школе» в художественной культуре русского средневековья. Течениями же, как правило, называют такие художественные движения, которые образуются в определенных национальных и исторических условиях и объединяют известные группы художников, близких друг другу не только по общим идейно-эстетическим установкам творческого метода, но и поконкретному пониманию решаемых ими художественных задач в пределах того или иного вида искусства. Эта близость выражается подчас в схожести художественного языка, а иногда и в организационном объединении данной группы художников с целью совместной публикации, экспонирования или постановки их произведений. Подобными течениями были, например, передвижничество и мирискусничество, движение «новой волны» во французской кинематографии, деятельность разнообразных творческих объединений советских писателей, живописцев, композиторов в 20-е годы. Хотя литераторов, сгруппировавшихся в 40-е годы прошлого века вокруг «Отечественных записок», Ф. Булгарин назвал «натуральнойшколой», а Н. Чернышевский — «гоголевскимнаправлением « это движение было, в сущности, и не школой, и не направлением, а именнотечением, т. е.разделом русской национальной литературной школы иэтапом развития реалистического направления отечественной и мировой литературы.
Теоретический смысл таких терминологических разграничений состоит в том, что явления, находящиеся на уровне художественного течения или художественнойшколы, нельзя рассматривать каксамодовлеющие художественные образования, на которых вправе остановиться обобщение конкретного материала в изучении истории искусства. Развитие искусствознания отчетливо показало, что подобная остановка, явно позитивистского происхождения, ведет к поверхностному, эмпирическому описательству и не позволяет вскрыть закономерности, лежащиена более глубоком уровне — на уровне формирования, развития, смены и борьбыхудожественных направлений. Один из ярких примеров такой позитивистской методологии — распространенная на Западе и имевшая, к сожалению, приверженцев среди наших ученых точка зрения на реализм как на течение, возникшее во Франции в 50-е годы XIX в., тогда же получившее из уст Шанфлери и Г. Курбе свое имя и вскоре вытесненное натурализмом в литературе и импрессионизмом в живописи. Точно так же и Романтизм, и Модернизм часто ограничивают узкими рамкамитечений, которые так себя называли, тогда как течения эти были лишь частными проявлениями гораздо более широких художественных направлений. Однако другой крайностью является расширение понятий «реализм» и «романтизм» до масштабов всей мировой истории искусства.
Понять сущность каждого художественного течения, осмыслить его появление, развитие и исчезновение, определить его истинную роль в истории искусства можно лишь в том случае, если художественные течения соотносятся с художественными направлениями, если связь течений и направлений рассматривается с точки зрения диалектики особенного и общего. Когда же в эту цепь подключается третье необходимое звено — индивидуально-своеобразное творчество художника, — наука раскрывает диалектикуобщего, особенного и единичного.
Цементируемое основными установками творческого метода (или ряда методов) художественное направление предоставляет более или менее широкие возможности для центробежных, дифференцирующих сил. Эти силы имеют двоякий характер: содержательный иформальный, идейный истилистический. Вспомним, сколь различны были мировоззренческие концепции, воплощавшиеся в творчестве великих мастеров критического реализма, — Н. Гоголя и Н. Некрасова, Ф. Достоевского и М. Салтыкова-Щедрина, О. Бальзака и Г. Флобера, Л. Толстого и Д. Голсуорси. Тем более идейно разнородным предстанет реалистическое направление, если рассматривать его в более широком масштабе — от реализма Ф. Рабле, В. Шекспира, Д. Сервантеса до реализма Р. Роллана, М. Горького, У. Фолкнера.
Достаточно сложным бывало положение и в других случаях: социальное содержание классицизма было и дворянским, и буржуазным, и консервативным, и революционным; неоднозначной оказывалась идейная направленность романтического движения, экспрессионизма, футуризма.
Почему же подобные противоречия не разрушали целрстнос-ти художественного направления — ведь при всех вариантах идейного наполнения классицизм оставался классицизмом, романтизм —романтизмом, экспрессионизм —экспрессионизмом и футуризм —футуризмом? Потому, очевидно, что идейные расхождения внутри художественного направленияотносительны, а не абсолютны. Чаще всего (о чем можно судить и по приведенным примерам) эти расхождения имеют место в сфере политических концепций и идеалов, но не затрагивают других компонентов идейного фундамента данного художественного направления, скажем, свойственных всем типам классицизма высоких принципов гражданственности, стоической морали, метафизических философских позиций или столь же устойчивого для всех форм романтизма неприятия существующего социального порядка, признания высочайшей ценности личности, стихийно-диалектического взгляда на мир. Именнообщность идейно-психологических устоев и позволяла творческим методам классицизма, романтизма и т. п. оставаться самими собой при всех перипетиях в сфере идейного содержания, обеспечивая качественную определенность данных художественных направлений.
Что же касается неоднородности направления в сфере художественной формы, то она связана с взаимоотношениями между творческим методом и егостилевыми воплощениями.
- Оглавление
- Каган Моисей Самойлович
- Часть вторая мир эстетических ценностей
- Часть третья художественная деятельность и художественная культура
- Часть четвертая историческая морфология искусства
- Часть пятая эстетическое и художественное развитие человечества в контексте истории культуры
- Лекция 1-я, вводная: о принципах построения современной эстетической теории
- 1. К истории данного курса лекций
- 2. О философских основаниях эстетической науки
- 3. О принципах построения настоящего курса
- 1. О содержании понятия «эстетика»
- 2. Зарождение и становление эстетической мысли
- 3. Эстетика как философская наука
- 4. О типах и формах эстетической рефлексии
- Лекция 3-я: Методологическая программа системно-синергетического исследования 1
- 1. Общая характеристика системного мышления
- 2. Предметная (субстратно-структурная) плоскость системного исследования
- 3. Исследование внешнего и внутреннего функционирования системы
- 4. Историческая (генетически-прогностическая) плоскость системно-синергетического исследования
- Лекция 4-я: Философско-онтологические основания эстетической теории
- 1. О бытии и небытии
- 2. Природа и общество в системе бытия
- 3. Человек как системное единство природы и общества
- 4. Культура как способ связи человека с природой и обществом
- Лекция 5-я: Философско-антропологический контекст эстетической теории
- 1. Homo agens — человек деятельный
- 2. Практика и духовность в деятельности человека
- 3, Строение человеческой деятельности
- 4. Эстетическое и художественное в системе человеческой деятельности
- Лекция 6-я: Философско-культурологический контекст эстетической теории
- 1. Человек как творец культуры
- 2. Процессы опредмечивания и общения
- 3. Предметное бытие культуры
- 4. Процессы распредмечивания и общения
- 5. Человек как творение культуры, превращающееся в ее творца
- 6. Место и функции философии и искусства в культуре
- Часть вторая. Мир эстетических ценностей Лекция 7-я: Эстетическое отношение
- 1. О происхождении эстетического чувства
- 2. Эстетическое отношение как вид ценностного сознания
- 3. Содержательная форма как носитель эстетической ценности
- Лекция 8-я: Эстетическое отношение (продолжение)
- 1. Эстетическая ситуация
- 2. Эмоционально-оценочная природа эстетического отношения
- 3. Эстетическое как соотношение реальности и идеала
- 4. Эстетосфера культуры как аксиологическая система
- Лекция 9-я: Анализ основных эстетических ценностей
- 1. Прекрасное и безобразное
- 2. Возвышенное и низменное
- 3. Поэтическое и прозаическое
- Лекция 10-я: Анализ основных эстетических ценностей (продолжение )
- 1. Сущность трагического и его основные формы
- 2. Комическое и его модификации
- 3. Историческая динамика системы эстетических ценностей
- Лекция 11: Эстетическая культура общества, ее строение и функционирование
- 1. Общая характеристика эстетической культуры
- 2. Эстетический вкус как инструмент культуры
- 3. Роль эстетической установки в человеческой деятельности
- 4. Эстетические ценности предметного бытия культуры
- 5. Формирование эстетического сознания, эстетическое воспитание и самовоспитание
- Лекция 12-я: Диалектика взаимоотношений эстетического и художественного
- 1. Краткое историографическое введение
- 2. Взаимосвязь эстетического и художественного в деятельности сознания
- 3. Эстетический потенциал практической деятельности и художественная деятельность
- 4. Взаимосвязь эстетического и художественного в процессе формирования личности
- Часть третья. Художественная деятельность и художественная культура Лекция 13-я: Происхождение художественной деятельности: филогенез и онтогенез
- 1. Зарождение художественного творчества в филогенезе
- 2. Художественное и религиозное сознание в мифологическом контексте
- 3. Труд и художественное творчество
- 4. Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека
- 5. Зарождение художественной деятельности в онтогенезе
- Лекция 14-я: Самоопределение искусства в культуре
- 1. Исторический процесс автономизации художественной деятельности
- 2. Диалектика устойчивого и изменчивого в истории искусства
- 3. Искусство в художественной культуре
- Лекция 15-я: Структура художественного удвоения бытия
- 1. Проблема предмета искусства
- 2. Духовное содержание искусства: гносеологический аспект
- 3. Духовное содержание искусства: аксиологический аспект
- Лекция 16-я: Структура художественно-образного удвоения бытия (продолжение)
- 1. Система образов как внутренняя форма произведения искусства
- 2. Материально-конструктивная грань художественной формы
- 3. Знаково-коммуникативная грань художественной формы
- Лекция 17-я: Художественно творческий процесс — произведение искусства — художественное восприятие
- 1. О «биографическом подходе» к произведению искусства
- 2. Структура художественно-творческого процесса
- 3. Художественное произведение как органическая целостность
- 4. Психологическая структура восприятия художественного произведения
- Лекция 18-я: Искусство как полифункциональная система
- 1. Функции искусства в его отношении к человеку
- 2. Функции искусства в его отношении к обществу
- 3. Функции искусства в его отношении к природе
- 4. Функции искусства в его отношении к культуре
- 5. Функция искусства в его отношении к собственным потребностям
- 6. Динамика взаимоотношений функций искусства
- Часть четвертая. Историческая морфология искусства Лекция 19-я: Исторический процесс образования современной системы искусств
- 1. Два исторических корня художественной деятельности
- 2. Фольклор на «морфологической карте» художественной культуры
- 3. Выделение и развитие художественного производства
- 4. Процесс дифференциации форм художественного творчества
- 5. Интегративные процессы в истории художественной культуры
- Лекция 20-я: Система классов, семейств и видов искусства
- 1. Взаимоотношение искусств на уровне внешней формы
- 2. Взаимоотношение искусств на содержательном уровне
- 3. Взаимоотношение искусств на уровне внутренней формы
- Лекция 21: Вид искусства как система родовых и жанровых модификаций
- 1. Род искусства как морфологическая категория
- 2. Искусство слова как система родовых форм
- 3. Родовая дифференциация в других видах искусства
- 4. Основания жанровой дифференциации художественного творчества
- Часть пятая. Эстетическое и художественное развитие человечества в контексте истории культуры Лекция 22-я: Общие закономерности художественно-исторического процесса
- 1. Художник как субъект творчества
- 2. Диалектика преходящего и непреходящего в истории искусства
- 3. Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии
- Лекция 23-я: Социокультурные детерминанты художественного развития
- 1. Материальная обусловленность историко-художественного процесса
- 2. Общественное сознание и художественное творчество
- 3. Социальные координаты художественной культуры — искусство и сословно-классовая структура общества
- 4. Национальная структура общества и искусство
- Лекция 24-я: Относительная самостоятельность художественного развития
- 1. Внутренняя логика развития художественного познания
- 2. Идейная преемственность и влияния в историко-художественном процессе
- 3. Логика развития художественного мастерства
- 4. Относительная самостоятельность развития языков искусства
- 5. Художественная культура как саморегулирующаяся система и неравномерность развития видов, родов и жанров искусства
- Лекция 25-я: Творческий метод, стиль, направление в историко-художественном процессе
- 1. Творческий метод как категория историко-художественного процесса
- 2. Творческий метод и морфологическая структура искусства
- 3. Творческий метод и художественное направление
- 4. Творческий метод и художественный стиль
- Лекция 26-я: Зарождение художественной деятельности и эстетического сознания
- 1. Методологическое введение
- 2. Генезис эстетической и художественной энергий культуры
- 3. Эстетическая и художественная грани первобытной культуры
- Лекция 27-я: Эволюция эстетического сознания и художественной деятельности в истории традиционной культуры
- 1. Три пути выхода из первобытного состояния
- 2. Эстетический и художественный аспекты культуры феодального общества
- Лекция 28-я: Пути перехода от традиционной культуры к культуре инновационно-креативной
- 1. Проблема Возрождения в истории культуры
- 2. От Возрождения к Просвещению; проблема барокко
- 3. Становление критики как механизма самоуправления художественной культуры креативного типа
- Лекция 29-я: Эстетический и художественный аспекты культуры развитого буржуазного общества
- 1. Антитеза «Романтизм/Позитивизм» в европейской культуре XIX века
- 2. Эстетические позиции и художественно-творческие принципы Романтизма
- 3. Эстетические установки Позитивизма и его влияние на художественную практику
- 4. Модернизм как крайняя форма инновационно-креативного типа культуры
- Лекция 30-я: Начало нового переходного этапа в истории культуры и проблема Постмодернизма
- 1. Дискуссия о Постмодернизме в социологии, культурологии и эстетике
- 2. Становление новой цивилизации и его социокультурные последствия
- 3. Постмодернизм как продолжение и отрицание Модернизма
- 4. Универсальная диалогичность как принцип переходного этапа в истории культуры на рубеже веков
- Библиографическое приложение
- I. Литература, представляющая и освещающая историю эстетической мысли
- 1) Источники.
- 2) Поэтапные исследования.
- II. Современные методологические проблемы культурологии и эстетики
- III. Теоретические исследования
- 1) Опыты построения целостной теории в отечественной науке
- 2) Разработка отдельных проблем эстетики
- IV. Работы, освещающие историю художественной культуры
- 1) Труды целостно охватывающие историю культуры
- 2) Труды, характеризующие отдельные этапы истории художественной культуры