2) Разработка отдельных проблем эстетики
Адамян А. Статьи об искусстве. М., 1961.
Адамян А. А. Вопросы эстетики и теории искусства. М., 1978.
Акопджанян Е. С. О природе эстетической потребности. Ереван, 1973.
Акопджанян Е. С. Эстетическое в научном творчестве. Ереван, 1978.
Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Банфи А. Философия искусства. М., 1989.
Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературно-художественная критика. М., 1982.
Басин Е. Я. «Двуликий Янус» (о приоде творческой личности). М., 1996.
Бахтин Μ. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бахтин M. M. Эстетика словесного творчества.M., 1979.
Бахтин M. M. Человек в мире слова. М., 1995.
Борисовский Г. Б. Красота и стандарт. М., 1968.
Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956.
Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.
Волкова Е. В. Художественное произведение как предмет эстетического анализа. М., 1976.
Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.
Галеев Б. Человек, искусство, техника. (Проблема синестезии в искусстве). Казань, 1987.
Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр. М, 1968.
Гачев Г. Д. Творчество, жизнь, искусство. М., 1980.
Глазман М. С. Научное и художественное мышление. М., 1973.
Даниленко О. И. Душевное здоровье и поэзия. СПб., 1996.
Днепров В. Д. Проблемы реализма. Л., 1960.
Днепров В. Д. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970.
Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.
Еремеев А. Ф. Границы искусства. Социальная сущность художественного творчества. М., 1987.
Гильтбурд Г. Исполнительское искусство — сфера проявления художественной идеи. Томск, 1984.
Гулыга А. В. Эстетика истории. М, 1974.
Гуренко Е. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск, 1982.
Диалектика художественной культуры. Куйбышев, 1984.
Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 19962.
Жуковский В. И, Пивоваров Д. В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск, 1991.
Закс Л. А. Художественное сознание. Свердловск, 1990.
Замбровский Б. Я. Истоки искусства. Воронеж, 1976.
Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев, 1977.
Илиади А. Н. Природа художественного таланта. М., 1965.
Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. Избр. ст. М., 1984.
Искусство в системе культуры. Л., 1987.
Искусство: художественная реальность и утопия. Киев, 1992.
Каган М. С. Философия культуры. СПб, 1996.
Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972.
Каган М. С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996.
Какабадзе З. Феномен искусства. Тбилиси, 1980.
Канарский А. С. Диалектика эстетического процесса. Кн. 1—2. Киев, 1979—1982.
Кантор К. М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. М., 1967.
Киященко Н. И. Сущность прекрасного. М., 1977.
Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. М., 1989.
Кодуэлл Кр. Иллюзия и действительность. М., 1969.
Конев В. А. Социальное бытие искусства. Саратов, 1975.
Коротков Н. З. Эстетическое и художественное освоение действительности. Пермь, 1981.
Кривцун О. А. Искусство и мир человека. М., 1986.
Кучинская А. Прекрасное: Миф и действительность. М., 1977.
Лановенко О. П. Социальный статус искусства: представления, проблемы, решения. Киев, 1983.
Лановенко О. П. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев, 1987.
Левидов А. М. Автор — образ — читатель. Л., 1977.
Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве. М., 1974.
Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб, 1996.
Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М, 1976.
Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
Лотман Ю. М, Структура художественного текста. М, 1970.
Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.
Мазаев А, И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1973.
Мазепа В. И,, Михалев В. И, Азархин А. В. Культура художника. Киев, 1988.
Малахов В. А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев, 1988.
Малинина Я.Л. Диалектика художественного образа. Владивосток, 1989.
Малышев И. В. Эстетическое в системе ценностей. Ростов на Дону, 1983.
Марков M. М. Искусство как процесс: Основы функциональной теории искусства. М., 1970.
Мартынов Ф. Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. Свердловск, 1988.
Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995.
Михайлова А. А. О художественной условности. М, 1966.
Натев А. Искусство и общество. М, 1966.
Переверзев Л. Б. Искусство и кибернетика. М, 1960.
Петров Л. В. Массовая коммуникация и искусство. Л., 1976.
Пространство и время в искусстве. Сб. Л., 1988.
Раппопорт С X. Искусство и эмоции. Изд. 2-е. М., 1972.
Раппопорт С. X. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.
Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
Рунин Б. Вечный поиск. М., 1964.
Рымарь ЯТ., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.
Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. (Социально-психологическая концепция). СПб., 1995.
Синцов Е. В. Рождение художественной целостности. Казань, 1995.
Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. М., 1972.
Столович Л. П. Жизнь, творчество, человек Функции художественной деятельности. М., 1985.
Тасалов В. Эстетика техницизма.Μ , 1960.
Тасалов В. Прометей или Орфей: Искусство «технического века». М., 1967.
Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.
Теория метафоры. Сб. М., 1989.
Устюгова Е. Я Стиль как явление культуры. СПб., 1994.
Феццберг Е. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.
Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М., 1982.
Харитонов Д. Д. Взаимосвязь искусств. Екатеринбург, 1992.
Чавчавадзе Я. О некоторых особенностях художественного отражения действительности. Тбилиси, 1995.
Эстетика природы. М., 1994.
Эстетическое сознание и художественная культура. (Проблемы взаимодействия). Киев, 1983.
Этическое и эстетическое. Л., 1971.
Яковлев Е. Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.
Яковлев Е. Г. Эстетическое как совершенное. Избр. работы. М., 1995.
- Оглавление
- Каган Моисей Самойлович
- Часть вторая мир эстетических ценностей
- Часть третья художественная деятельность и художественная культура
- Часть четвертая историческая морфология искусства
- Часть пятая эстетическое и художественное развитие человечества в контексте истории культуры
- Лекция 1-я, вводная: о принципах построения современной эстетической теории
- 1. К истории данного курса лекций
- 2. О философских основаниях эстетической науки
- 3. О принципах построения настоящего курса
- 1. О содержании понятия «эстетика»
- 2. Зарождение и становление эстетической мысли
- 3. Эстетика как философская наука
- 4. О типах и формах эстетической рефлексии
- Лекция 3-я: Методологическая программа системно-синергетического исследования 1
- 1. Общая характеристика системного мышления
- 2. Предметная (субстратно-структурная) плоскость системного исследования
- 3. Исследование внешнего и внутреннего функционирования системы
- 4. Историческая (генетически-прогностическая) плоскость системно-синергетического исследования
- Лекция 4-я: Философско-онтологические основания эстетической теории
- 1. О бытии и небытии
- 2. Природа и общество в системе бытия
- 3. Человек как системное единство природы и общества
- 4. Культура как способ связи человека с природой и обществом
- Лекция 5-я: Философско-антропологический контекст эстетической теории
- 1. Homo agens — человек деятельный
- 2. Практика и духовность в деятельности человека
- 3, Строение человеческой деятельности
- 4. Эстетическое и художественное в системе человеческой деятельности
- Лекция 6-я: Философско-культурологический контекст эстетической теории
- 1. Человек как творец культуры
- 2. Процессы опредмечивания и общения
- 3. Предметное бытие культуры
- 4. Процессы распредмечивания и общения
- 5. Человек как творение культуры, превращающееся в ее творца
- 6. Место и функции философии и искусства в культуре
- Часть вторая. Мир эстетических ценностей Лекция 7-я: Эстетическое отношение
- 1. О происхождении эстетического чувства
- 2. Эстетическое отношение как вид ценностного сознания
- 3. Содержательная форма как носитель эстетической ценности
- Лекция 8-я: Эстетическое отношение (продолжение)
- 1. Эстетическая ситуация
- 2. Эмоционально-оценочная природа эстетического отношения
- 3. Эстетическое как соотношение реальности и идеала
- 4. Эстетосфера культуры как аксиологическая система
- Лекция 9-я: Анализ основных эстетических ценностей
- 1. Прекрасное и безобразное
- 2. Возвышенное и низменное
- 3. Поэтическое и прозаическое
- Лекция 10-я: Анализ основных эстетических ценностей (продолжение )
- 1. Сущность трагического и его основные формы
- 2. Комическое и его модификации
- 3. Историческая динамика системы эстетических ценностей
- Лекция 11: Эстетическая культура общества, ее строение и функционирование
- 1. Общая характеристика эстетической культуры
- 2. Эстетический вкус как инструмент культуры
- 3. Роль эстетической установки в человеческой деятельности
- 4. Эстетические ценности предметного бытия культуры
- 5. Формирование эстетического сознания, эстетическое воспитание и самовоспитание
- Лекция 12-я: Диалектика взаимоотношений эстетического и художественного
- 1. Краткое историографическое введение
- 2. Взаимосвязь эстетического и художественного в деятельности сознания
- 3. Эстетический потенциал практической деятельности и художественная деятельность
- 4. Взаимосвязь эстетического и художественного в процессе формирования личности
- Часть третья. Художественная деятельность и художественная культура Лекция 13-я: Происхождение художественной деятельности: филогенез и онтогенез
- 1. Зарождение художественного творчества в филогенезе
- 2. Художественное и религиозное сознание в мифологическом контексте
- 3. Труд и художественное творчество
- 4. Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека
- 5. Зарождение художественной деятельности в онтогенезе
- Лекция 14-я: Самоопределение искусства в культуре
- 1. Исторический процесс автономизации художественной деятельности
- 2. Диалектика устойчивого и изменчивого в истории искусства
- 3. Искусство в художественной культуре
- Лекция 15-я: Структура художественного удвоения бытия
- 1. Проблема предмета искусства
- 2. Духовное содержание искусства: гносеологический аспект
- 3. Духовное содержание искусства: аксиологический аспект
- Лекция 16-я: Структура художественно-образного удвоения бытия (продолжение)
- 1. Система образов как внутренняя форма произведения искусства
- 2. Материально-конструктивная грань художественной формы
- 3. Знаково-коммуникативная грань художественной формы
- Лекция 17-я: Художественно творческий процесс — произведение искусства — художественное восприятие
- 1. О «биографическом подходе» к произведению искусства
- 2. Структура художественно-творческого процесса
- 3. Художественное произведение как органическая целостность
- 4. Психологическая структура восприятия художественного произведения
- Лекция 18-я: Искусство как полифункциональная система
- 1. Функции искусства в его отношении к человеку
- 2. Функции искусства в его отношении к обществу
- 3. Функции искусства в его отношении к природе
- 4. Функции искусства в его отношении к культуре
- 5. Функция искусства в его отношении к собственным потребностям
- 6. Динамика взаимоотношений функций искусства
- Часть четвертая. Историческая морфология искусства Лекция 19-я: Исторический процесс образования современной системы искусств
- 1. Два исторических корня художественной деятельности
- 2. Фольклор на «морфологической карте» художественной культуры
- 3. Выделение и развитие художественного производства
- 4. Процесс дифференциации форм художественного творчества
- 5. Интегративные процессы в истории художественной культуры
- Лекция 20-я: Система классов, семейств и видов искусства
- 1. Взаимоотношение искусств на уровне внешней формы
- 2. Взаимоотношение искусств на содержательном уровне
- 3. Взаимоотношение искусств на уровне внутренней формы
- Лекция 21: Вид искусства как система родовых и жанровых модификаций
- 1. Род искусства как морфологическая категория
- 2. Искусство слова как система родовых форм
- 3. Родовая дифференциация в других видах искусства
- 4. Основания жанровой дифференциации художественного творчества
- Часть пятая. Эстетическое и художественное развитие человечества в контексте истории культуры Лекция 22-я: Общие закономерности художественно-исторического процесса
- 1. Художник как субъект творчества
- 2. Диалектика преходящего и непреходящего в истории искусства
- 3. Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии
- Лекция 23-я: Социокультурные детерминанты художественного развития
- 1. Материальная обусловленность историко-художественного процесса
- 2. Общественное сознание и художественное творчество
- 3. Социальные координаты художественной культуры — искусство и сословно-классовая структура общества
- 4. Национальная структура общества и искусство
- Лекция 24-я: Относительная самостоятельность художественного развития
- 1. Внутренняя логика развития художественного познания
- 2. Идейная преемственность и влияния в историко-художественном процессе
- 3. Логика развития художественного мастерства
- 4. Относительная самостоятельность развития языков искусства
- 5. Художественная культура как саморегулирующаяся система и неравномерность развития видов, родов и жанров искусства
- Лекция 25-я: Творческий метод, стиль, направление в историко-художественном процессе
- 1. Творческий метод как категория историко-художественного процесса
- 2. Творческий метод и морфологическая структура искусства
- 3. Творческий метод и художественное направление
- 4. Творческий метод и художественный стиль
- Лекция 26-я: Зарождение художественной деятельности и эстетического сознания
- 1. Методологическое введение
- 2. Генезис эстетической и художественной энергий культуры
- 3. Эстетическая и художественная грани первобытной культуры
- Лекция 27-я: Эволюция эстетического сознания и художественной деятельности в истории традиционной культуры
- 1. Три пути выхода из первобытного состояния
- 2. Эстетический и художественный аспекты культуры феодального общества
- Лекция 28-я: Пути перехода от традиционной культуры к культуре инновационно-креативной
- 1. Проблема Возрождения в истории культуры
- 2. От Возрождения к Просвещению; проблема барокко
- 3. Становление критики как механизма самоуправления художественной культуры креативного типа
- Лекция 29-я: Эстетический и художественный аспекты культуры развитого буржуазного общества
- 1. Антитеза «Романтизм/Позитивизм» в европейской культуре XIX века
- 2. Эстетические позиции и художественно-творческие принципы Романтизма
- 3. Эстетические установки Позитивизма и его влияние на художественную практику
- 4. Модернизм как крайняя форма инновационно-креативного типа культуры
- Лекция 30-я: Начало нового переходного этапа в истории культуры и проблема Постмодернизма
- 1. Дискуссия о Постмодернизме в социологии, культурологии и эстетике
- 2. Становление новой цивилизации и его социокультурные последствия
- 3. Постмодернизм как продолжение и отрицание Модернизма
- 4. Универсальная диалогичность как принцип переходного этапа в истории культуры на рубеже веков
- Библиографическое приложение
- I. Литература, представляющая и освещающая историю эстетической мысли
- 1) Источники.
- 2) Поэтапные исследования.
- II. Современные методологические проблемы культурологии и эстетики
- III. Теоретические исследования
- 1) Опыты построения целостной теории в отечественной науке
- 2) Разработка отдельных проблем эстетики
- IV. Работы, освещающие историю художественной культуры
- 1) Труды целостно охватывающие историю культуры
- 2) Труды, характеризующие отдельные этапы истории художественной культуры