logo
Фил

2. Идейная преемственность и влияния в историко-художественном процессе

Новые художественные идеи возникают в результате переработки существующих, а не рождаются в пустоте и из пустоты. Связь с традицией в истории искусства нельзя понимать ни как чисто познавательную, ни как чисто формальную: это также и идейная связь — связь одного художника с другим (например, М. Лермонтова с А. Пушкиным) или же связь одного художественного направления с другим (например, критического реализма с романтизмом). Каждый начинающий художник черпает у своих учителей не только умение, технику, мастерство, но и отношение к жизни, представление об истинных и мнимых ценностях, убеждения, идеалы. И даже в тех случаях, когда новое воюет со старым, отвергает старое, сама эта полемика естьсвоеобразная форма преемственной связи. Когда О. Уайльд производил радикальную переоценку существующей системы ценностей, эта последняя была отправным пунктом всех его парадоксов, без которого они вообще не могли бы родиться. Это относится в полной мере и к дадаизму, смысл которого может быть понят только в сопоставлении с эпатировавшимся им типом художественного сознания.

Социальный запрос обусловливает лишь возможность распространения определенных художественных идей и необходимостьименно таких идей, а не каких-либо иных. Однако превращение этой возможности вдействительность, конкретная реализация данной необходимости осуществляется только на почве имеющейся в каждой ситуации идейно-эстетической традиции и действующих в этой ситуации идейно-эстетических влияний. При

321

этом особое значение внутрихудожественных воздействий состоит в том, что в отличие от науки или техники историческая преемственность в искусстве — это опора данной фазы художественного развития не только на непосредственно предшествующую фазу, но и на многие исторически отдаленные пласты художественной культуры, если они нашли эстетически совершенное выражение, ибо произведения такого уровня остаются жить в веках, формируя сознание, вкусы, идеалы многих поколений людей и активно воздействуя на весь дальнейший ход развития художественной культуры. К античной архитектуре и скульптуре поныне обращаются художники, стремящиеся воплотить гармоничность бытия, и к творчеству И. С. Баха, В. Моцарта, Л. ван Бетховена обращаются композиторы, которые ощущают скрывающийся в недрах гармонии драматизм человеческого существования. В этом смысле можно утверждать, что без А. Пушкина не было бы М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А. Блока, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Ахматовой, Д. Самойлова, вернее, что творчество каждого из них было бы в этом случае лишено ряда качеств, которыми оно обладает благодаря связи с отдаленным от них пушкинским творчеством.

В истории искусства рамки наследия никогда не бывают ограничены данным уровнем его развития, но охватывают все накопленные ценности. И при этом, как явствует из уже приведенных примеров, накапливающееся художественное наследие влияет на последующие поколения художников не только своим духовным содержанием — гуманистическим пафосом, демократизмом, силой жизнеутверждения. Это наследие давало и поныне дает художникам уроки высочайшего мастерства и делает это на протяжении всей истории.