logo
Фил

5. Человек как творение культуры, превращающееся в ее творца

Функционирование культуры как механизм внегенетического наследования отличается от наследования биогенетического тем, что информация, получаемая каждым индивидом, нетождественна той, которой располагали его предки, поэтому поведение и деятельность каждого нового поколения не повторяет буквально поведение и деятельность предшествующих поколений, как это происходит у животных, а оказываются в большей или меньшей степени отличными от культурно-унаследованных, и соответственно история культуры является именно историей, самодвижением, развитием, а не «возвращением на круги своя», как сказано в Библии. Сама это формула могла родиться только потому, что на ранних фазах истории человечества инновационные тенденции были гораздо более слабыми, чем консервативные, — отчего эти типы культуры и называюттрадиционными, однако если бы изменения вообще не происходили, человечество и поныне оставалось бы в первобытном состоянии. Историческую жизнь человеческого рода представляют обычно в образе спирали, а не замкнутого круга, и каждый ее следующий виток оказывается более широким, чем предыдущий, — количество накапливаемой информации непрерывно возрастает, все меньший ее объем становится возможным освоить каждому вступающему в жизнь индивиду, и потому все более широк разброс индивидуальных структур духовного мира и практической деятельности людей.

Процесс этот может быть представлен схемой:

85

Если же захотеть представить данный процесс в еще большем обобщении, он будет выглядеть как спираль с треугольным сечением, поскольку культура выявила три модуса своего существования, перетекающие один в другой, но сохраняющие при этом свои особенности и известную автономность их реальной жизни: эточеловеческая модальность, позволяющая рассматривать человека как носителя культуры;процессуально-деятель-ностная модальность, охватывающая способы опредмечивания, распредмечивания и общения;предметная модальность, обнимающая всю сотворенную человеком «вторую природу»:

Человек как носитель культуры

Это значит, что неправомерны односторонние трактовки культуры, которые сводят ее либо ко «второй природе», т. е. совокупности творений человека, либо к его «духовным качествам», ибо понять каждую из этих форм существования культуры можно только в ее связи с двумя другими, в их взаимных опосредованиях и превращениях.