4. Универсальная диалогичность как принцип переходного этапа в истории культуры на рубеже веков
Мы могли убедиться по предшествующему анализу историко-культурного процесса, что диалогичность как более или менее широкий спектр разных форм соприкосновения, взаимодействия, сопряжения в настоящем прошлого и будущего была свойственна
всем переходным периодам; правда, согласно М. Бахтину и развившему эту его идею В. Библеру, диалогична всякая культура, таково ее «родовое свойство»; все же реальный ход истории показывает, что в разных культурах свойство это проявлялось в разной степени, вплоть до того, что известны такие культуры, в которых господствует отнюдьне диалогическое, а монологическое отношение к другим, — таковы все разновидноститрадиционной культуры; оно и понятно — ведь традиционность как таковая проистекает (что уже было отмечено и объяснено) из подчинения культуры тому или иному типу мифологически-религиозного сознания, а онопо природе своей монологично, более того —догматично, ибо утверждаетабсолютную истинность содержащейся в нем картины мира и соответственно ложность всех других мифологем и потому не допускает подлинного диалога — не только с атеизмом, но и с иными конфессиональными системами и даже с собственными модификациями (они объявляются «ересями» и отвергаются с особым ожесточением). Принципиально и последовательно монологичными были, как хорошо помнят их современники, культуры тоталитарных обществ, и советская, и фашистская — цх идеологи не только осуществляли жесткую цензуру, запрещали исполнение и экспонирование «крамольных» произведений, но не останавливались перед сжиганием на кострах «еретических» книг, перед разрушением церквей, перед эксцессами китайской «культурной революции», не говоря уже о физическом уничтожении инакомыслящих интеллигентов в тюрьмах, концлагерях, психиатрических больницах...
Как это ни парадоксально, но монологичным был и противник тоталитаризма — Модернизм: хотя и лишенный внутреннего единства, расколотый на противостоявшие друг другу художественные течения, он был един в абсолютизации каждым из нцх ценности собственных идей и идеалов, а тем более в агрессивном отвержении культуры «отцов «, всего традиционного, классического. Диалогичность же рождается впоиске нового без разрушения старого, в сопряжении с иным, в стремлении к взаимопониманию с Собеседником, проистекающим из признания за обоими относительной, а не абсолютной истинности. Переходный характер того духовного движения, которое зародилось на Западе в середине XX в., проявляясь с разной степенью осознанности, интенсивности и последовательности в разных областях культуры и в разных странах, выразился в том, чтомонологический догматизм стал вытесняться диалогической установкой; не случайно сама идея диалога, объявленного даже фундаментальным принципом человеческой жизни и культуры (М. Бубер назвал одну из своих книг «Диалогическая жизнь»), приобрела такую популярность именно во второй половине нашего столетия; она не получала
признания до тех пор, пока в культуре господствовало либо «абсолютное Я» элитаризма, либо «абсолютное Мы» тоталитаристского коллективизма.
Опыт истории человечества в драматическом XX веке показал с полной убедительностью, что время монологических культур завершилось: с каждым десятилетием все более очевидным становится архаизм всех разновидностей монологизма, от исламского террористического фундаментализма до стыдливо прятавшего свою еретическую религиозность культа российских коммунистических богов (впрочем, нынешний лидер российских коммунистов откровенно признал необходимость соединения этой идеологии с православием; подобный синтез ужаснул бы К. Маркса, но отвечал духу идеологии И. Сталина...). Во всяком случае, закономерно, что в политической культуре современного общества монологические позиции апологетов капитализма и социализма оказались побежденными идеями«конвергенции»; что сознание возможности и необходимостидиалога Запада и Востока все решительнее оттесняет европейскую и азиатскую формы изоляционизма; что ширятся даже призывы к будто бы возможномудиалогу науки и религии («теория густот» Д. Панина) и к завершениюдиалога разных конфессий созданием, как ни наивен этот проект, единой общечеловеческой религии («Роза мира» Д. Андреева)...
Примечательно, что понятие «диалог» стало распространяться и на новые отношения человека с природой: например, немецкое издание одной из книг И. Пригожина озаглавлено «Диалог с природой». Именно диалогичной, как я пытался показать в этом курсе, является по природе своей художественная деятельность человека, что стало очевидным в нашу эпоху — эпоху универсального утверждения принципов диалога в культуре. Примечательно, что культурологи называют «диалогом» даже складывающееся отношение современной науки к древним мистическим учениям Востока, и еще шире — взаимоотношениенаучного ирелигиозного сознания. Думаю, что философская разработка идеи диалога как высшей формы межсубъектного взаимодействия должна опереться на открытый Н. Бором «принцип дополнительности», при условии выявления отличия его действия в духовной культуре, более сложного, чем в материальном микромире.
Заключая краткую характеристику разворачивающегося на наших глазах нового переходного периода в эстетически-художественном развитии человечества, остается повторить, что перед нами не очередное утопическое конструирование желанного будущего, но научный вывод, опирающийся на понимание закономерностей всей прошлой истории культуры и на осмыс-
ление драматической ситуации, в которой она оказалась на Западе в эпоху кризиса научно-технической цивилизации и выявившейся невозможности разрешения ее противоречий в пределах капиталистической и социалистической социальных систем; вывод этот основан на синергетическом истолковании законов развития сложных систем. Во всяком случае, толькоУниверсальный Диалог как оптимальный тип отношений человека и человека, классов, наций, государственных систем, людей и природы, современности и прошлого самой культуры может быть альтернативой самоубийства человечества... Потому в разных возможностях дальнейшего движения, таящихся в его нелинейной динамике, человечество должно усилиями народов, классов, политических сил, вступающих в отношения диалога, нащупатьболее сложный и более совершенный, чем нынешний, способ организации совместной жизни людей на нашей планете. В этих поисках, которые могут быть в наше время осознанными и целенаправленными в гораздо большей степени, чем когда либо прежде, необходимо полноценноеиспользование эстетической энергии самоорганизации жизни и художественного самоосознания данного культурного процесса. Преподавание эстетики и имеет своей главной целью формирование у тех, кому предстоит в третьем тысячелетии решать судьбы человечества, верное понимание той роли, которую способны играть высокий эстетический потенциал деятельности людей и искусство, служащее прорастанию из нынешнего хаоса грядущей гармонии бытия.
535
- Оглавление
- Каган Моисей Самойлович
- Часть вторая мир эстетических ценностей
- Часть третья художественная деятельность и художественная культура
- Часть четвертая историческая морфология искусства
- Часть пятая эстетическое и художественное развитие человечества в контексте истории культуры
- Лекция 1-я, вводная: о принципах построения современной эстетической теории
- 1. К истории данного курса лекций
- 2. О философских основаниях эстетической науки
- 3. О принципах построения настоящего курса
- 1. О содержании понятия «эстетика»
- 2. Зарождение и становление эстетической мысли
- 3. Эстетика как философская наука
- 4. О типах и формах эстетической рефлексии
- Лекция 3-я: Методологическая программа системно-синергетического исследования 1
- 1. Общая характеристика системного мышления
- 2. Предметная (субстратно-структурная) плоскость системного исследования
- 3. Исследование внешнего и внутреннего функционирования системы
- 4. Историческая (генетически-прогностическая) плоскость системно-синергетического исследования
- Лекция 4-я: Философско-онтологические основания эстетической теории
- 1. О бытии и небытии
- 2. Природа и общество в системе бытия
- 3. Человек как системное единство природы и общества
- 4. Культура как способ связи человека с природой и обществом
- Лекция 5-я: Философско-антропологический контекст эстетической теории
- 1. Homo agens — человек деятельный
- 2. Практика и духовность в деятельности человека
- 3, Строение человеческой деятельности
- 4. Эстетическое и художественное в системе человеческой деятельности
- Лекция 6-я: Философско-культурологический контекст эстетической теории
- 1. Человек как творец культуры
- 2. Процессы опредмечивания и общения
- 3. Предметное бытие культуры
- 4. Процессы распредмечивания и общения
- 5. Человек как творение культуры, превращающееся в ее творца
- 6. Место и функции философии и искусства в культуре
- Часть вторая. Мир эстетических ценностей Лекция 7-я: Эстетическое отношение
- 1. О происхождении эстетического чувства
- 2. Эстетическое отношение как вид ценностного сознания
- 3. Содержательная форма как носитель эстетической ценности
- Лекция 8-я: Эстетическое отношение (продолжение)
- 1. Эстетическая ситуация
- 2. Эмоционально-оценочная природа эстетического отношения
- 3. Эстетическое как соотношение реальности и идеала
- 4. Эстетосфера культуры как аксиологическая система
- Лекция 9-я: Анализ основных эстетических ценностей
- 1. Прекрасное и безобразное
- 2. Возвышенное и низменное
- 3. Поэтическое и прозаическое
- Лекция 10-я: Анализ основных эстетических ценностей (продолжение )
- 1. Сущность трагического и его основные формы
- 2. Комическое и его модификации
- 3. Историческая динамика системы эстетических ценностей
- Лекция 11: Эстетическая культура общества, ее строение и функционирование
- 1. Общая характеристика эстетической культуры
- 2. Эстетический вкус как инструмент культуры
- 3. Роль эстетической установки в человеческой деятельности
- 4. Эстетические ценности предметного бытия культуры
- 5. Формирование эстетического сознания, эстетическое воспитание и самовоспитание
- Лекция 12-я: Диалектика взаимоотношений эстетического и художественного
- 1. Краткое историографическое введение
- 2. Взаимосвязь эстетического и художественного в деятельности сознания
- 3. Эстетический потенциал практической деятельности и художественная деятельность
- 4. Взаимосвязь эстетического и художественного в процессе формирования личности
- Часть третья. Художественная деятельность и художественная культура Лекция 13-я: Происхождение художественной деятельности: филогенез и онтогенез
- 1. Зарождение художественного творчества в филогенезе
- 2. Художественное и религиозное сознание в мифологическом контексте
- 3. Труд и художественное творчество
- 4. Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека
- 5. Зарождение художественной деятельности в онтогенезе
- Лекция 14-я: Самоопределение искусства в культуре
- 1. Исторический процесс автономизации художественной деятельности
- 2. Диалектика устойчивого и изменчивого в истории искусства
- 3. Искусство в художественной культуре
- Лекция 15-я: Структура художественного удвоения бытия
- 1. Проблема предмета искусства
- 2. Духовное содержание искусства: гносеологический аспект
- 3. Духовное содержание искусства: аксиологический аспект
- Лекция 16-я: Структура художественно-образного удвоения бытия (продолжение)
- 1. Система образов как внутренняя форма произведения искусства
- 2. Материально-конструктивная грань художественной формы
- 3. Знаково-коммуникативная грань художественной формы
- Лекция 17-я: Художественно творческий процесс — произведение искусства — художественное восприятие
- 1. О «биографическом подходе» к произведению искусства
- 2. Структура художественно-творческого процесса
- 3. Художественное произведение как органическая целостность
- 4. Психологическая структура восприятия художественного произведения
- Лекция 18-я: Искусство как полифункциональная система
- 1. Функции искусства в его отношении к человеку
- 2. Функции искусства в его отношении к обществу
- 3. Функции искусства в его отношении к природе
- 4. Функции искусства в его отношении к культуре
- 5. Функция искусства в его отношении к собственным потребностям
- 6. Динамика взаимоотношений функций искусства
- Часть четвертая. Историческая морфология искусства Лекция 19-я: Исторический процесс образования современной системы искусств
- 1. Два исторических корня художественной деятельности
- 2. Фольклор на «морфологической карте» художественной культуры
- 3. Выделение и развитие художественного производства
- 4. Процесс дифференциации форм художественного творчества
- 5. Интегративные процессы в истории художественной культуры
- Лекция 20-я: Система классов, семейств и видов искусства
- 1. Взаимоотношение искусств на уровне внешней формы
- 2. Взаимоотношение искусств на содержательном уровне
- 3. Взаимоотношение искусств на уровне внутренней формы
- Лекция 21: Вид искусства как система родовых и жанровых модификаций
- 1. Род искусства как морфологическая категория
- 2. Искусство слова как система родовых форм
- 3. Родовая дифференциация в других видах искусства
- 4. Основания жанровой дифференциации художественного творчества
- Часть пятая. Эстетическое и художественное развитие человечества в контексте истории культуры Лекция 22-я: Общие закономерности художественно-исторического процесса
- 1. Художник как субъект творчества
- 2. Диалектика преходящего и непреходящего в истории искусства
- 3. Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии
- Лекция 23-я: Социокультурные детерминанты художественного развития
- 1. Материальная обусловленность историко-художественного процесса
- 2. Общественное сознание и художественное творчество
- 3. Социальные координаты художественной культуры — искусство и сословно-классовая структура общества
- 4. Национальная структура общества и искусство
- Лекция 24-я: Относительная самостоятельность художественного развития
- 1. Внутренняя логика развития художественного познания
- 2. Идейная преемственность и влияния в историко-художественном процессе
- 3. Логика развития художественного мастерства
- 4. Относительная самостоятельность развития языков искусства
- 5. Художественная культура как саморегулирующаяся система и неравномерность развития видов, родов и жанров искусства
- Лекция 25-я: Творческий метод, стиль, направление в историко-художественном процессе
- 1. Творческий метод как категория историко-художественного процесса
- 2. Творческий метод и морфологическая структура искусства
- 3. Творческий метод и художественное направление
- 4. Творческий метод и художественный стиль
- Лекция 26-я: Зарождение художественной деятельности и эстетического сознания
- 1. Методологическое введение
- 2. Генезис эстетической и художественной энергий культуры
- 3. Эстетическая и художественная грани первобытной культуры
- Лекция 27-я: Эволюция эстетического сознания и художественной деятельности в истории традиционной культуры
- 1. Три пути выхода из первобытного состояния
- 2. Эстетический и художественный аспекты культуры феодального общества
- Лекция 28-я: Пути перехода от традиционной культуры к культуре инновационно-креативной
- 1. Проблема Возрождения в истории культуры
- 2. От Возрождения к Просвещению; проблема барокко
- 3. Становление критики как механизма самоуправления художественной культуры креативного типа
- Лекция 29-я: Эстетический и художественный аспекты культуры развитого буржуазного общества
- 1. Антитеза «Романтизм/Позитивизм» в европейской культуре XIX века
- 2. Эстетические позиции и художественно-творческие принципы Романтизма
- 3. Эстетические установки Позитивизма и его влияние на художественную практику
- 4. Модернизм как крайняя форма инновационно-креативного типа культуры
- Лекция 30-я: Начало нового переходного этапа в истории культуры и проблема Постмодернизма
- 1. Дискуссия о Постмодернизме в социологии, культурологии и эстетике
- 2. Становление новой цивилизации и его социокультурные последствия
- 3. Постмодернизм как продолжение и отрицание Модернизма
- 4. Универсальная диалогичность как принцип переходного этапа в истории культуры на рубеже веков
- Библиографическое приложение
- I. Литература, представляющая и освещающая историю эстетической мысли
- 1) Источники.
- 2) Поэтапные исследования.
- II. Современные методологические проблемы культурологии и эстетики
- III. Теоретические исследования
- 1) Опыты построения целостной теории в отечественной науке
- 2) Разработка отдельных проблем эстетики
- IV. Работы, освещающие историю художественной культуры
- 1) Труды целостно охватывающие историю культуры
- 2) Труды, характеризующие отдельные этапы истории художественной культуры