logo
Фил

3. Труд и художественное творчество

Однако образное мышление — еще не искусство. Искусством оно становится лишь тогда, когда объективируется, материализуясь в тех или иных доступных человеку средствах — в слове и телодвижениях, в камне и звуке. Искусство — этозвено процесса

173

общения, в котором оно выступает как посредник между теми, кто создает художественные ценности, и теми, к кому они обращены, кто должен воспринимать и воссоздавать заключенную в них специфическую информацию. Художественное творчество есть поэтомуи образное сознание, и практическое созидание произведений искусства как реальных носителей художественной информации. А этот процесс стал возможен постольку, поскольку труд предоставлял человеку орудия и средства материального воплощения художественных идей.

Действительно, именно труд подарил первобытному художнику рубило, которым он высекал на поверхности скалы контуры зверя, и именно в труде выработалось его умение обращаться с рубилом, подчиняя его движения своей воле. Именно труд был технической базой для художественного творчества в области архитектуры и прикладных искусств, и именно он дал человеку руку, способную придавать созидаемым вещам и сооружениям эстетически значимую форму. Продуктом труда оказалась и речь, порожденная необходимостью общения людей в коллективных производственных действиях и ставшая затем материалом искусства слова. А в длительном историческом процессе овладения звуковой речью преобразовалась, разработалась и усовершенствовалась человеческая гортань со сложным механизмом голосовых связок; благодаря этому искусство музыки получило один из первых своих великолепных инструментов, способный извлекать звучания определенной частоты и строить из них необходимые певцу интонационные и ритмические образования. И тот же труд подарил музыке все другие ее орудия: предком струнно-щипковых инструментов был охотничий лук, предками духовых инструментов — охотничий рог и пастушеская дудка, а предками барабанов, бубнов и тамтамов — применявшиеся в охоте средства ударной сигнализации.

Наряду с рукой и гортанью все человеческое тело выковывалось и развивалось в трудовых действиях. Только благодаря этому человек обрел такую гибкость телодвижений и такое умение управлять каждым жестом, которые позволили ему выражать свои душевные состояния языком танца. И лишь научившись в процессе охоты маскироваться в звериную шкуру и подражать движениям и повадкам зверя, первобытный человек открыл в себе актерские способности, овладел способами образного перевоплощения.

Такова величайшая роль, которую сыграл труд в происхождении искусства. Если формирование образного сознания обусловило возможность художественного освоения мира, то именно труд позволил этой возможности статьдействительностью.

Остается выяснить, какая же социальная потребность породила это удивительное изобретение человечества.

174