logo
Фил

1. Род искусства как морфологическая категория

Понятие «род» употребляется в большинстве случаев в поэтике для обозначения эпоса, лирики и драмы как трех основных модификаций словесного искусства, отличающихся по принципу их выделения от других вариаций литературного повествования — например, стихотворения и поэмы, повести и романа, трагедии и комедии и т. д., которые обычно именуютсяжанрами. Правда, в европейских языках нет двух разных слов для этой цели, и потому все структурные варианты текста именуютсяжанрами (genre,Gattung). Между тем, различия между теми плоскостями членения, в которых выделяется эпос, например, и роман, или лирика и повесть, столь существенны, что их разные наименования не только оправданы, но теоретически крайне важны.

История эстетической мысли показала, что те качества, которые фиксируются в понятиях эпос, лирика и драма, бывают свойственны и произведениям других видов видов искусства (см., например, «Философию искусства» Ф. Шеллинга и концепции некоторых шеллингианцев); вместе с тем современные теоретики литературы предлагали расширить эту триаду, дополнив ее либо сатирой (Ю. Борев), либо романом (В. Днепров), хотя кажется очевидным, что данные литературные формы выделяются по иному принципу, чем эпос, лирика и драма.

Проведенный в свое время (в «Морфологии искусства») анализ показал, что тот принцип, по которому выделяются в искусстве слова эти три его рода, имеет дифференцирующее действие и в других областях искусства, но вычленяемые на его основе структуры называются другими словами. Надо, следовательно, выяснить, что же это за принцип.

В реальном процессе формирования и развития всех видов искусства сталкивались и взаимодействовали две противопо-

268

ложные силы — сила взаимного притяжения и силавзаимного отталкивания. С одной стороны, условием самоопределения каждого вида искусства была выработка неповторимого и только ему свойственного способа художественного освоения действительности, что и требовало его «отталкивания» от всех других искусств; с другой стороны, постоянное соприкосновение с другими искусствами заставляло осваивать их опыт, испытывать выработанные ими средства, а прежде всего и главным образом, — искать пути к прямому с ними соединению, к образованию синтетических художественных структур. Литература, например, стоит лицом к лицу в художественной культуре общества не только с музыкой, но и с актерским искусством, и с искусствами изобразительными, и с киноискусством, радиоискусством, телеискусством; точно так же в историко-художественном процессе музыка связана силами притяжения и отталкивания не с одной литературой, но и с танцем, и с разными видами сценических искусств, и с киноискусством, и с радиоискусством. Поэтому вопрос о том,как сказываются на внутренней структуре каждого вида искусства его контакты с другими способами художественного освоения мира, должен быть поставлен как самостоятельная морфологическая проблема. Она и окажется ключевой для пониманиярода как особой модификации структуры всех видов искусства. К рассмотрению этой диалектики общего и особенного в процессе родообразования мы сейчас и перейдем.