16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
Ценные породы древесины — дуб, орех, карельская береза, красное дерево — имеют красивый, характерный только для них рисунок. Однако текстура не только одной и той же породы дерева, но даже рисунок отдельных элементов, полученных из одного и того же дерева, имеют свои особенности, которые зависят от места и вида распила, условий роста дерева, имеющихся изгибов отвода, наличия сучков и их характера.
Вид распила характеризуется расположением годичных слоев. При распиле поперек волокон они имеют вид концентрических окружностей. При распиле вдоль волокон годичные слои расположены параллельно друг другу, причем такой рисунок древесины получается лишь в идеальном случае, когда ствол не имеет никаких изгибов и сучков. В действительности же наличие различного рода изгибов сучков придает текстурному рисунку вид не параллельных линий, а концентрических овалов.
Знание этих особенностей позволяет художнику-оформителю придать имитации натуральный вид.
Имитационную разделку можно разделить на следующие операции: подготовка поверхности под разделку; нанесение грунтовочного фона; выполнение разделки; окончательная отделка поверхности.
Подготовка поверхности выполняется так же, как и при работе масляными или водными красочными составами.
Грунтовочные составы также не отличаются от используемых для этих видов красок. Особенностью грунтовочной краски для имитационной разделки является использование наряду с наполнителями, применяемыми для ее приготовления, красящих пигментов, которые по цвету соответствовали бы цвету разделываемой древесины. При этом необходимо помнить, что и цвет грунтовочной краски обычно подбирают более светлым, чем самые светлые места древесины на образце. В качестве образцов чаще всего используют фанеру из соответствующих пород древесины, на которой всегда хорошо выявлен ее текстурный рисунок. Кроме того, чтобы получить высокое качество текстурной отделки, необходимо использовать тонкотертые наполнители и пигменты, применяемые для приготовления художественных красок.
Для имитационной разделки используют различный инструмент, подбор которого зависит как от вида красочного состава, так и от навыков выполнения этих работ художником.
Технология имитационной разделки под дуб масляными составами. Для выполнения этой работы сначала готовят грунтовочные составы.
Густотертую краску тщательно перемешивают с разбавителем, представляющим собой смесь олифы и живичного скипидара или лакового керосина, взятых поровну.
Приготовленный таким образом грунтовочный состав наносят на разделываемую поверхность при помощи широкого флейца сначала в одном, а затем в перпендикулярном к нему направлении. После высыхания грунтовочной краски (1 – 1,5 дней) приступают к нанесению разделочного слоя, по которому выполняют имитацию текстурного рисунка.
Разделочный слой по цвету более темный, чем цвет грунтовочной краски. Однако по составу входящих в него красок они отличаются незначительно. Подбор цветовых сочетаний имитационной разделки может осуществляться художником для каждого конкретного случая индивидуально.
Накрывочный слой наносят на поверхность флейцем, а затем кистью-расхлесткой «расхлестывают» по ней красочный слой ударами щетинного волоса, длина которого 120—160 мм, а ширина 60—150 мм.
Дальнейшую разделку ведут при помощи гребешков из резины толщиной 3—6 мм с различной шириной зубьев, которыми снимают краску свеженанесенного имитационного слоя.
Разделку начинают гребешками с широкими зубьями, сначала создавая текстурный рисунок сердцевинных слоев и вокруг сучков. При этом получаются наиболее крупные и ярко выраженные прожилки. По обе стороны от сердцевины поверхность разделывают гребешками со средней величиной зубьев. Периферийные участки разделываемой поверхности заполняют мелкими слоями при помощи мелких гребешков.
Следующий этап имитационной разделки — растушевка сердцевинных слоев. Для этого используют мягкие кисти, при помощи которых выполняют прорисовку крупных прожилок, придавая им зубчатый вид и расширяя их при необходимости в стороны.
Нередко прибегают к рассеканию разделочного слоя при помощи редких стальных гребешков, что придает поверхности пористый характер натурального материала. На высохший слой имитационной разделки наносят тонкий слой лессировочной краски, более насыщенный по тону, чем разделочный. Эту операцию выполняют при помощи флейца. Сразу после нанесения лессировочного слоя в местах сердцевинной разделки его в некоторых местах слегка протирают мягкой тряпочкой. Разделываемая поверхность в этих местах несколько светлеет. При выполнении этой операции необходимо следить за мягкостью перехода тона разделочного слоя к лессировоч-ному, чтобы избежать возможной пятнистости.
Имитационная разделка под орех с использованием масляных и водных красочных составов. Технология имитационной разделки под орех на начальных этапах практически ничем на отличается от разделки под дуб.
Варьируя входящими в состав грунта компонентами, можно получить более светлый или темный его цвет. Разбавителем также является смесь олифы и скипидара и лакового керосина, взятых поровну.
Нанесение грунта и его расхлестку выполняют так же, как и при разделке поверхности под дуб.
На приготовленную таким образом поверхность наносят лессировочный слой водного красочного состава.
По хорошо просохшему водному лессировочному слою наносят еще один лессировочный слой, но уже масляный. Применяют такой же разбавитель, как и для приготовления грунта.
По сырой краске лессировочного масляного слоя выполняют текстурный рисунок имитируемой древесины. Крупные слои начинают разделывать. Чтобы получить мягкие цветовые переходы, характерные для древесины ореха, на кусок стекла наносят отдельно масляные художественные краски (охру, умбру натуральную и жженую, кобальт зеленый, сиену, сажу газовую). Затем берут один или несколько цветов краски и при помощи пальчиковой шеперки выполняют текстурный рисунок. Завершают эту операцию проработкой стальным гребешком, обернутым мягкой тряпочкой. Более мелкие слои обрабатывают гребенкой, у которой зубья расположены чаще, также обмотав ее тряпочкой. Периферийные участки разделываемой поверхности обрабатываются мягкой тряпочкой, смятой в комок, с последующей проработкой сухой шеперкой и легким разравниванием флейцем.
По просохшему масляному накрывочному слою наносят еще один водный лессировочный слой. Для этого затирают сухие пигменты натуральной и жженой умбры. Цвет лессировки должен быть несколько темнее, чем цвет накрывки. Для придания большего сходства с имитируемой древесиной периферийные участки разделки по еще не высохшей краске водной лессировки прорабатывают поролоном, нажимая пальцами на который делают небольшие плавные сдвиги то в одну, то в другую сторону, что создает волнистый характер текстурному рисунку в поперечном направлении.
Имитационная разделка под красное дерево с использованием водных красочных составов. В качестве грунта в этом случае используют водоэмульсионную краску, в которую для получения необходимого цвета добавляют пигменты.
На высохший грунтовочный слой наносят разделочный слой. Для этого в плоскую емкость отдельно помещают гуашевые краски густой консистенции и заливают водой, добавляя половину столовой ложки керосина или бензина. Не размешивая между собой краски, их набирают на кусок поролона и затем, сильно нажимая на него, широко расставленными пальцами несколько раз проводят по разделываемой плоскости в одном направлении до равномерного нанесения краски и получения текстурного рисунка. Наличие маслянистой добавки, определенным образом влияющей на распределение красочного состава на плоскости, придает разделке дополнительное сходство с имитируемой породой древесины.
Заключительная операция при имитационной разделке — покрытие ее светлым масляным лаком. Лак на поверхность наносят при помощи ватно-марлевого тампона в два слоя. После высыхания первый слой шлифуют мелкими наждачными шкурками мокрым способом, после чего наносят второй слой.
Назначение лакового покрытия — не только усиление выразительности выполненной работы, в частности при использовании гуашевых красок, характеризующихся непрозрачностью и матовостью после высыхания, но и предохранение поверхности от вредных воздействий окружающей среды и механических повреждений.
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.