1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
Материал для резьбы по дереву выбирают в зависимости от ее вида, назначения выполняемых работ, вида и формы изделия. Древесина должна быть чистой, без пороков, что обеспечивает качественное выполнение резьбы. Лучшим материалом для резьбы из лиственных пород считаются липа, осина, ольха, береза, а из хвойных — кедр, тис, лиственница, пихта.
Резные работы следует выполнять на сухой древесине, допустимая влажность — 10 %, более влажная древесина режется легче, но после высыхания на выполняемом элементе могут появиться трещины; пересушенная древесина режется значительно труднее и в процессе работы дает сколы.
Для получения больших рабочих плоскостей отдельные доски раскраивают на заготовки и склеивают между собой в «торец» или лучше «в четверть» клеем ПВА. После склеивания устраняют дефекты с рабочей плоскости циклеванием.
Организация рабочего места. Резьбу по дереву выполняют на обычном столе с накладной доской из твердой породы древесины, на которой установлен упор для острожки досок, а также выдолблены гнезда для крепления, сверления, склеивания, шлифования и выполнения других операций в процессе резьбы. Наиболее простой способ крепления накладной доски к столу — при помощи струбцины. Резьбу выполняют стоя или сидя на стуле высотой 70—75 см.
Работать лучше всего при рассеянном дневном свете, чтобы он освещал рабочее место спереди слева. При искусственном освещении желательно использовать несколько светильников, регулируемых как на высоте, так и по длине, что дает возможность избежать появления на заготовке резких теней.
Заготовку к накладной доске при необходимости крепят струбциной или при помощи держака-зажима, который представляет собой брусок из мягкой породы древесины с выбранной четвертью, соответствующей толщине заготовки для резьбы. В бруске заранее просверливают отверстие и шурупом приживают его и заготовку к накладной доске.
Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы. Для выполнения резьбы по дереву применяют различный режущий, контрольно-измерительный и столярный инструмент. К режущему инструменту относятся ножи, стамески, различающиеся по ширине и форме режущей кромки, и долота.
Нож-косяк используется в основном при выполнении геометрической резьбы. Толщина лезвия 2 мм, ширина 10—15 мм, лезвие сточено под углом 60°.
Нож-резак применяют для трехгранно-выемчатой, а также для контурной резьбы. Толщина лезвия от 0,5 до 1,5 мм, ширина от 10 до 30 мм; длина до 70 мм; лезвие сточено под углом 45—60°
Богородский нож служит для окончательной обработки объемных элементов.
Стамески прямые используются для работы над фоном, а также при обработке деталей объемных элементов. Ширина лезвия 3—30 мм.
Стамески полукруглые применяются практически для всех видов резьбы, кроме трехгранно-выемчатой. Они имеют различный радиус кривизны. Ширина лезвия 2,5—25 мм.
Уголки используются для выбора узких канавок, ширина которых изменяется в зависимости от глубины порезки при выполнении контурной или рельефной резьбы.
В качестве контрольно-измерительного инструмента применяются линейки, треугольники, циркуль, транспортир.
Для выполнения резьбы необходим также набор столярных инструментов — ножовка, топор, коловорот со специальными сверлами, киянка, лобзик.
Рисунок на заготовку переводят при помощи кальки и копировальной бумаги. При этом рисунок с эскиза переводят аккуратно на кальку, а затем, подложив под нее копировальную бумагу, переводят на рабочую плоскость заготовки
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.