logo
ответы 1Х

20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).

Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт.

Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.

Бордюр. Это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Рассмотрим различные виды построения бордюров:

1) Полоса односторонняя. На одной из сторон которой ритмически расположены элементы.

а) простой статический ритм

б) простой динамический ритм.

в) простой статический ритм со сложным элементом

г) простой динамический ритм со сложным элементом

д) сложный статический ритм

е) сложный динамический ритм

2. Полоса двухсторонняя (название говорит само за себя, единственная ремарка: элементы, как правило имеют зеркальную симметрию, ось которой проходит посередине двухсторонней полосы). Рассмотрим следующие виды:

а) простой статический ритм с совпадающими осями переноса

б) простой статический ритм с несовпадающими осями переноса

в) простой динамический ритм с совпадающими осями переноса

г) простой динамический ритм с несовпадающими осями переноса

д) сложный статический ритм с совпадающими осями переноса

е) сложный динамический ритм с совпадающими осями переноса

ж) сложный статический ритм с несовпадающими осями переноса

з) сложный динамический ритм с несовпадающими осями переноса

3) Полоса, в которой элементы находятся на ее плоскости симметрии, делящую полосу и элементы посередине.

а) простой статический ритм

б) простой динамический ритм

в) сложный статический ритм

г) сложный динамический ритм

4) Смешанный бордюр. Это полоса, в которой элементы расположены по двум ее сторонам и посередине.

Раппорт. Или статический сетчатый орнамент - это неограниченная композиция, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом образуя сетку. Рассмотрим следующие варианты:

1) Квадратная сетка без организации центров

2) Квадратная сетка с организацией центров

Как видно привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы. Принцип построения раппорта в данных сетях будет аналогичен вышеприведенному.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный.

Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и неизобразительные.

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.

В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная.

Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.

Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира — растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете — геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.

Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

Задача орнамента — не только дополнять, но и украсить предмет, на котором он находится. Для того, чтобы орнамент действительно украшал, а не портил основной предмет, необходимо, чтобы он производил на окружающих приятное впечатление. Вещь, сама по себе художественная, может быть сильно испорчена неудачным, плохо исполненным или неподходящим орнаментом. Чтобы орнамент производил хорошее впечатление, он должен быть скомпонован по определенным правилам и при любом содержании обладать гармоничным сочетанием линий, форм и красок