32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
Столярная подготовка. Она заключается в заделке сучков и других дефектов путем вклеивания вставок, в окончательном выравнивании и зачистке поверхности. К столярной подготовке предъявляются высокие требования.
Непременным условием при выполнении вставок является совпадение направления их волокон с направлением волокон подготавливаемой поверхности. В противном случае под влиянием усушки могут образоваться трещины, а иногда может произойти отрыв и выпадение вставки, так как древесина в различных направлениях усыхает неодинаково.
Вставки делают круглой или ромбической формы из такого же материала, как и вся поверхность.
Вставки и другие заделки выполняются только при использовании непрозрачных покрытий. При прозрачных покрытиях в темные тона допускаются самые незначительные заделки обязательно ромбической формы.
Зачистку мест заделки выполняют при помощи шлифтика, который налаживают под самую тонкую стружку. В местах соединения элементов зачистку ведут вдоль шва, при этом шлифтик располагают под углом к нему.
Твердые породы древесины после зачистки шлифтиком можно дополнительно обработать циклей. Окончательное сглаживание и зачистка поверхности при столярной подготовке производятся шлифовальной шкуркой № 100—140.
Грунтование древесины. Процесс грунтования представляет собой покрытие древесины более или менее жидкими составами пленкообразователей, что обеспечивает в некоторой степени частичное заполнение пор, а также создает основу для лакокрасочных покрытий.
Грунтование древесины под непрозрачные лакокрасочные покрытия выполняют олифой с добавлением до 10 % пигмента или наполнителя. Цвет пигмента при этом должен соответствовать цвету применяемого в последующем красочного состава.
Грунтование под прозрачные лакокрасочные составы выполняют с использованием пленкообразователей без добавок пигмента или наполнителя. В этом случае грунтовочный состав подчеркивает фактуру древесины, а также предохраняет возможное поднятие ее ворса. Использование как добавки органических красителей дает возможность усилить цветовую насыщенность обрабатываемой поверхности.
Перед грунтованием поверхность древесины тщательно вытирают от пыли чистой сухой тряпкой.
Грунты на поверхность наносят при помощи кисти или полотняного тампона. При работе кистью грунтовку первоначально выполняют поперек, а затем вдоль волокон. При использовании тампона нанесенную грунтовку тщательно втирают круговыми движениями. Последнюю протирку тампоном ведут обязательно вдоль волокон.
Шпаклевание древесины. Его выполняют при последующей непрозрачной отделке поверхности. Различают местное и сплошное шпаклевание. При местном шпаклевании заполняют отдельные более или менее значительные неровности. При сплошном — добиваются окончательного выравнивания всей поверхности, одновременно повышая ее плотность и твердость.
Шпаклевки для древесины — это пасты, полученные при затирании заполнителя на каком-либо пленкообразователе. Они подразделяются на густые — для местного шпаклевания и жидкие — для сплошного.
Для приготовления шпаклевок сначала тщательно перемешивают сухие составляющие, предварительно удалив из них путем просеивания через мелкое сито различные механические примеси, а затем добавляют олифу, раствор клея или теплую воду. После чего перетирают до получения однородной пасты.
При приготовлении шпаклевки цвет пигмента должен соответствовать по тону используемому в последующем красочному составу.
Основной недостаток шпаклевочных составов — их медленное высыхание. Поэтому часто для шпаклевания древесины художники-оформители используют шпаклевки по металлу, которые при температуре 18—20°С высыхают за 2—3 ч. Изготовлены эти шпаклевки на основе нитроцеллюлозы, поэтому до рабочей консистенции их разводят при помощи разбавителей.
Шпаклевание выполняют стальными или деревянными шпателями из бука, березы. Рабочая кромка шпателя должна быть ровной и острой. На профильные детали шпаклевку наносят резиновыми шпателями. Для улучшения качества работы резиновый шпатель следует прижимать, используя контрпрофильную колодку.
При местном шпаклевании шпаклевку набирают на острый конец шпателя, плотно вдавливают ее в углубление и разравнивают заподлицо с поверхностью.
При сплошном шпаклевании шпатель располагают наклонно к поверхности под углом 45-50° в сторону движения, а рабочей кромкой под углом 30-40° к направлению движения. Шпатель должен плотно прилегать всей рабочей кромкой к обрабатываемой поверхности. С этой целью на правую руку, в которой находится шпатель, накладывают левую, что создает дополнительное усилие при нажиме на него. Шпаклевание ведут параллельными полосами, при этом носик шпателя при повторном движении должен захватывать только что образовавшийся на поверхности валик из шпаклевочной массы. Полное выравнивание достигается двухслойным шпаклеванием поверхности. Первый слой наносят поперек волокон, второй — уже вдоль волокон, после высыхания первого.
Наиболее удобно шпаклевание выполнять в горизонтальном положении, однако при необходимости шпаклевание ведут и в вертикальном положении.
При шпаклевании не допускаются пропуски, царапины, трещины и следы от шпателя. Шпаклевка после высыхания должна прочно держаться на обрабатываемой поверхности, не отслаиваться и не шелушиться.
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.