39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
В зависимости от формы получаемых в результате отливки элементов, плоских или объемных, и их размеров ее выполняют, используя те или иные приемы. В практике оформительских работ широко используют простую заливку или набивку для плоских рельефов и окатку для получения круглых объемных элементов.
Простая заливка. Подготовленный раствор заливают в форму до верха. Излишки раствора удаляют ребром рейки, проводя ею по краям формы. Пока раствор не схватился, в него закладывают проволоку П-образной формы, что позволяет аккуратно вынуть отливку из формы или подвесить ее для просушивания, а также использовать ее при монтаже готового элемента на рабочую поверхность.
При больших размерах получаемого элемента из гипса заливку ведут послойно. Первый слой раствора заливают до половины высоты формы, после чего на него укладывают арматуру и заливают второй слой раствором той же консистенции до верха формы. Поверхность первого слоя при этом должна быть шероховатой, что обеспечивает хорошее сцепление слоев между собой.
При мелкой или сложной деталировке рельефа простую заливку выполняют следующим образом. В форму заливают сначала небольшую порцию раствора более редкой консистенции. Встряхивая ее, добиваются заполнения всех углублений и, не дожидаясь схватывания, заливают оставшимся раствором весь объем. Отливку выполняют на полу или лучше на низком столе-верстаке.
Отливку из формы можно освобождать уже через 20 мин после начала заливки, соблюдая при этом особую осторожность. Для облегчения этой операции открытую часть готового элемента слегка смачивают водой, чтобы форма «отпотела», после чего, придерживая отливку за вставленную проволоку, легко постукивают киянкой по форме. Освобожденную таким образом отливку для просушки подвешивают на проволоке или аккуратно прислоняют к стене в вертикальном положении. Во избежание коробления готового элемента, появления на нем усадочных трещин сушку рекомендуется проводить при комнатной температуре.
Набивка. Этот прием используют в основном при выполнении элементов значительных размеров из цемента или бетона. Форму для набивки готовят так же, как и при простой заливке. После подготовки штукатурной лопаткой укладывают приготовленный раствор полужесткой или жесткой консистенции. Уложив первый слой, приступают к его утрамбовке при помощи небольших деревянных трамбовок. Трамбование осуществляют до появления цементного молока на поверхности формовочного состава. Затем заполняют весь объем формы с последующей его утрамбовкой. Для обеспечения прочности декоративно-художественного элемента устанавливают арматурную сетку. Использование полужестких и жестких смесей для выполнения работ позволяет после укладки по форме арматурной сетки и получения слоя, достаточного для обеспечения монтажной и эксплуатационной прочности, не заполнять форму на весь ее объем, что значительно снижает массу готового элемента и затраты материалов. Уход за готовыми элементами производят так же, как и в случае простой заливки, с использованием цементных растворов.
Отливка в окатку. Этот прием в практике художественного оформления используют для получения круглых скульптурных или объемных декоративных элементов из гипсового раствора.
Для получения отливки форму, состоянию из двух или нескольких кусков, складывают и крепко связывают веревкой. После этого готовят гипсовый раствор. Его количество должно обеспечить получение первого слоя толщиной 5—6 мм. Раствор тонкой струей, медленно, чтобы избежать появления воздушных пузырей, вливают в форму. Окатку небольших элементов выполняют, вращая форму в руках до равномерного покрытия раствором внутренней поверхности формы. Значительные по размеру или массе элементы, вращение которых в руках затруднительно, помещают на горизонтальной поверхности стола так, чтобы основание формы несколько свешивалось с него. Катая форму по поверхности стола, выполняют окатку. Излишки раствора после выполнения этой операции выливают в емкость для приготовления раствора. Повторную окатку можно выполнять тем же раствором при условии сохранения им необходимой для этого текучести, в противном случае готовят новый раствор. Отливку завершают после получения требуемой толщины стенок элемента. При двойной окатке может быть достигнута толщина стенок от 6 до 12 мм. Для укрепления стенки элемента в еще не успевший схватиться на стенках формы гипсовый раствор помещают приготовленную заранее арматуру, что предупреждает ее смещение во время вращения формы.
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.