logo
ответы 1Х

38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.

Технология резьбы по пенопласту может быть условно разделена на несколько этапов.

Подготовка рисунка. На этом этапе требуется тщательная свето­теневая проработка каждого элемента, дающего возможность устано­вить характер рельефа при последующем его выполнении в ма­териале. Необходимо отметить, что выпускаемые промышленностью блоки пенопласта, имеющие регламентированную толщину, накладывают определенные ограничения на рельефность выполняемой работы, а именно — рельеф не может быть высоким, но не должен быть и низким, что значительно влияет на выразительность вы­полняемой работы. Объясняется это свойством белого цвета, который очень сильно рассеивает падающий свет.

Другим условием, определяющим характер рисунка, является сте­пень его детализации. Если работа над большими формами сравни­тельно проста и позволяет добиться высокой чистоты и качества, как обработки, так и последующей отделки, то излишняя деталиров­ка, требующая мелкой проработки, представляет определенные труд­ности, так как пенопласт очень крохкий материал. Поэтому рисунок должен быть максимально обобщенным, отличаться лаконизмом и простотой форм и в то же время мягкостью перехода одного плана в другой.

Создание эскиза в объеме. Выполнение эскизного варианта в объе­ме из пластилина характеризуется тщательной проработкой форм, определением рельефа и его характера, выявлением плановости. Вы­полнение эскиза в материале делает последующую работу художника более осмысленной, позволяет при необходимости внести изменения в работу, которые не были или не могли быть отражены при графи­ческом исполнении эскиза. Для простых несложных работ выполнение эскиза в материале может не выполняться.

Выполнение на кальке контурного рисунка эскиза и перенос его на плоскость пенопласта. Для этого переведенный на кальку рисунок с обратной стороны затушевывают мягким карандашом и приклады­вают этой же стороной к поверхности пенопласта, после чего пов­торно обводят рисунок с легким нажимом. Сняв кальку, подправляют при необходимости оставшийся контур рисунка.

Проработка форм больших объемов. При этом используются ножи с длинным клинком из гибкой и упругой стали, что позволяет даже при незначительном угле наклона режущей кромки ножа к обра­батываемой поверхности свободно двигаться руке, не задевая ее. Срезая большие плоскости материала, на этом этапе добиваются точ­ного соотношения форм, планов и отдельных элементов создаваемой композиции.

Окончательная доработка композиции. Для выполнения этой ра­боты используются малые ножи, а также инструменты для резьбы по дереву. Незначительные погрешности и дефекты, появляющиеся в процессе работы, устраняются путем подклеивания кусочков пе­нопласта с их последующей обработкой. При этом применяются клеящие составы, не оставляющие следов на поверхности пенопласта.

Сглаживание контура, а также подшлифовку поверхности выпол­няют при помощи мелкой наждачной бумаги