23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
Масляные краски представляют собой пасту, содержащую смесь пигментов, наполнителей и связующих. Возможность выполнения ими как наружных, так и внутренних работ по художественному оформлению обусловлена рядом характерных особенностей: длительный срок высыхания позволяет добиваться в процессе работы тончайших цветовых переходов; после высыхания краски не темнеют, не высветляются, не теряют яркости и насыщенности цвета; могут наноситься на поверхность толстым слоем и тонким прозрачным или полупрозрачным слоями, долговечны.
Инструменты и приспособления. Для работы масляными красками чаще всего используют плоские кисти из щетины или колонка различной ширины № 2—22, для более тонких работ — круглые колонковые кисти № I —16. Кроме того, применяются флейцы, меховые валики и краскораспылители.
При выполнении планшетов или небольших по размеру щитов для удобства работы применяют различные по устройству подставки или мольберты.
Для разведения масляных красок в процессе работы применяют палитру обычно овальной или прямоугольной формы. Лучшими считаются палитры, изготовленные из плотной древесины, которые предварительно пропитываются редким клеевым раствором или маслом, что предупреждает впитывание связующего из красок. Краски на палитре располагаются по краю в определенной последовательности — от светлого к темному — с выделением белила. На палитре располагают и емкость с разбавителем или маслом. После работы оставшуюся на палитре краску счищают при помощи шпателя и протирают мягкой тряпочкой. Кисти после работы тщательно промывают сначала в разбавителе, затем хозяйственным мылом.
При работе стоя или сидя, в зависимости от используемых для этого приспособлений, необходимо следить, чтобы рабочая плоскость планшета или щита была расположена перпендикулярно лучу зрения работающего. Освещение при этом должно быть сверху слева, тогда тень от правой руки не мешает работе.
При выполнении фоновых работ окрашиваемая поверхность располагается горизонтально на высоте 50—60 см, что обеспечивает наиболее удобное положение работающего, значительно повышая производительность его труда.
Техника работы масляными красками. В зависимости от решаемых художественно-оформительских задач может быть использована та или иная техника работы масляными красками. Выполнение живописных художественных элементов основано на особенностях масляных красок, работая которыми можно быстро вносить в работу поправки или заново переписывать некоторые ее участки. Краску можно наносить плотными мазками – пастозно или, используя разжижители (масла, лаки или разбавители), добиться ее прозрачности или полупрозрачности.
Способ лессировок чрезвычайно труден и требует от художника высоких профессиональных качеств и опыта работы. Поэтому, несмотря на богатые возможности этого способа, в практике художественного оформления его практически не применяют.
Художники-оформители в своей работе широко применяют способ работы масляными красками, — по «сырому». Работу при этом завершают в один прием. Медленное высыхание масляных красок позволяет в течение нескольких дней закончить работу целиком до полного высыхания красок. Работу начинают с нанесения легкого рисунка на заранее подготовленную поверхность, во избежание загрязнения которой рисунок может быть переведен передавливанием. Предварительный рисунок на загрунтованной поверхности часто выполняют углем. После завершения прорисовки уголь оббивают тряпочкой и фиксируют слабым раствором клея (желатина). Вместо фиксации работы угольный рисунок можно проработать жидко разведенной масляной краской нейтрального цвета, например умброй натуральной.
По подготовленному одним из способов рисунку начинают прописку, желательно не густо, с самых темных мест, так как грунтованная поверхность в начале работы служит условным ориентиром самых светлых мест композиции. После прописки темных мест работы переходят к полутонам, а затем уже определяют и самое светлое место в работе. Для прописки на начальных стадиях работы используются широкие кисти. После покрытия всей поверхности работы большими цветовыми мазками можно более точно определить требуемые цветовые отношения, что позволяет вносить в работу различного рода поправки и изменения. В этом случае лучше применять более мелкие кисти.
При работе масляными красками не допускается их смешивание непосредственно на рабочей поверхности: вся краска должна быть только на палитре. Неверно положенное цветовое пятно необходимо осторожно снять при помощи или лезвием, так как наложение одного цветового пятна на другое может вызвать грязь. Исходя из этого следует помнить, что при составлении необходимого цвета не рекомендуется смешивать краски более двух-трех цветов.
При работе методом по «сырому» может возникнуть поверхностное высыхание краски, т. е. образование поверхностной красочной пленки,- под которой остается совершенно свежая краска, например, при окончании работы и ее возобновлении через какое-то время. Если продолжать наносить краску на образовавшуюся пленку, то происходит ее пожухание и потемнение в результате впитывания пленкой связующего из красок. Чтобы избежать этого, покрывают место, подлежащее окончательной доработке, разведенными ретушным лаком. Это способствует хорошему соединению красочных слоев без возникновения указанных выше дефектов.
Работы, выполненные масляными красками, необходимо оберегать от сырости и резкого колебания температуры, так как это может привести к растрескиванию красочного слоя. Протирать пыль следует мягкой тряпочкой, не используя для этого какие-либо разбавители или моющие средства.
Выполнять масляными красками плакатные, декоративно-художественные или орнаментальные композиции можно флейцами, макловицами или краскораспылителем. Краску наносят в два слоя: первый — более густой краской, а второй — более редкой, что обеспечивает ее равномерное растекание по обрабатываемой поверхности. Наиболее удобно выполнение таких работ при горизонтальном расположении рабочей плоскости. На вертикальные поверхности краску густой консистенции наносят жесткими щетинными кистями, для чего их перевязывают шпагатом или прочной капроновой ниткой на расстоянии 10—15мм от ручки. Собранный таким образом волос приобретает дополнительную жесткость, что позволяет равномерно разнести густую краску по поверхности.
Работы масляными красками при помощи краскораспылителя выполняют по заранее подготовленным трафаретам или шаблонам.
Для работы используется краска жидкой консистенции, что позволяет получить тонкие и ровные красочные пленки. Головку краскораспылителя при этом располагают от окрашиваемой поверхности на расстоянии 25—30см. Краску наносят сверху вниз плавными круговыми движениями.
Работая масляными красками, необходимо учитывать, что они обладают различной кроющей способностью. Например, белила, кобальты, кадмий, окись хрома и т. п. даже в тонком слое перекрывают нижележащие красочные пятна.
Кроме того, краски различаются по своей интенсивности. К интенсивным, способным даже в небольшом количестве значительно изменить цвет любой другой краски, относятся краплаки, голубая и зеленая.
Важным фактором при смешении различных видов красок также является их химическая совместимость. Не рекомендуется, например, смешивать масляные краски, приготовленные на основе минеральных красочных пигментов, с краской — на основе органических. Это может вызвать непредвиденное изменение цвета, если и не сразу, то с течением времени.
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.