21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
Акварель (от лат. «аква» — вода) — краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Акварелью художники-оформители пользуются при составлении и разработке эскизов для будущих работ, стенных газет, элементов с одновременным использованием других красок, например, темперы, гуаши, туши при выполнении плакатов, изображений, заставок и др.
Инструменты и оборудование. Для работы акварелью необходимы следующие инструменты и оборудование.
Кисти акварельные — круглые, мягкие, изготовленные из хвостового волоса колонка, белки, барсука, хорька. Этими кистями можно выполнять как широкую заливку, так и проводить тончайшую прорисовку деталей (кончиком). Для работы обычно используют одну тонкую кисть (№ 2, 3) и одну среднюю (№ 5—12) или толстую кисть (№ 14—22) в зависимости от размера работы.
Палитра — основание, на котором производят смешение различных цветов. В основном для этого используют лист пластмассы или тонкого стекла, что позволяет без труда смыть ненужную краску и продолжать работу дальше. Часто при выполнении не очень ответственных работ художники используют в качестве палитры бумагу, обычно такую же, на какой выполняется сама работа. Это дает возможность уже на палитре видеть, как будет выглядеть подобранная краска на работе. Бумагу при этом необходимо часто менять, не допуская ее полного промокания, так как может произойти вымывание из нее клея, что вызывает помутнение краски, появление волокнистых бумажных комочков.
Емкостью для воды и разведения красочного состава служит стеклянная посуда (баночки или стаканчики).
Для крепления бумаги используют чертежную доску или стиратор, представляющий собой две деревянные, плотно входящие друг в друга рамки. На внутренней рамке располагают лист бумаги, который зажимается по периметру наружной рамкой. Внутреннюю рамку часто выполняют в виде планшета, т. е. набивают на рамку точно по ее размеру вырезанный лист из ДВП или фанеры, в качестве основания при этом очень хорошо использовать лист из дюралюминия, что предохранит работу от возможного порыва.
Организация рабочего места. Рабочая поверхность с прикрепленным на ней листом бумаги или другим основанием для работы должна располагаться под углом 30° к поверхности стола. Угол наклона необходим для свободного и равномерного стекания акварели. С правой стороны на столе располагаются краски, емкость с водой, и кисти в стакане. По окончании работы промытые в теплой воде кисти промыливают и пальцами придают форму, после высыхания мыло удерживает волос кистей, сохраняя их форму. Кисти должны находиться волосом кверху.
Перед началом работы кисти тщательно промывают от мыла, попадание которого в краску приводит к потере ее прозрачности.
Работать акварелью лучше всего при дневном освещении, которое должно быть направлено на рабочее место слева. При использовании искусственного освещения его источник также располагают с левой стороны.
Приемы работы акварелью. Лучшим основанием для акварели является крупнозернистая пористая бумага. Проникая в ее поры, красители, используемые для приготовления акварельных красок, хорошо удерживаются на ней. В качестве основания можно применять и плотную бумагу типа чертежной, но в этом случае бумагу следует промывать водой при помощи кисти, ваты или поролона для удаления с ее поверхности тонкого слоя клея (проклейки), чтобы равномерно разнести краски по поверхности.
Существует несколько приемов работы с акварелью.
Метод лессировки заключается в нанесении на сухое основание последовательно накладываемых друг на друга тонких прозрачных слоев акварели. При этом первый слой в цветовом отношении значительно слабее, чем цвет изображаемого предмета. Последующим нанесением красочных слоев добиваются цветового сходства с натурой. Этот способ позволяет добиваться в работе оптического смешения цвета, что происходит в результате просвечивания нижележащего слоя через верхний, так как акварель в тонких слоях прозрачна. Однако нанесение нескольких слоев краски ведет к потере прозрачности, яркости, живости и легкости работы, т. е. именно тех признаков, которые определяют особенность и достоинство этих красок.
При методе алла прима работа выполняется также по сухому основанию, но цвета берутся сразу, в полную силу. При этом способе смешение красок происходит на палитре механическим путем. Передача формы достигается ее проработкой соприкасающимися мазками. Плавность цветовых переходов при этом обеспечивается соединением еще влажных мазков друг с другом.
Метод по «мокрому» требует значительных профессиональных навыков письма акварелью. Работу выполняют на предварительно смоченном водой и еще не высохшем основании. Цветовая проработка выполняется в один слой. Для поддержания влажности бумаги под нее можно подложить смоченную водой тонкую шерстяную ткань, желательно белого цвета, или сложенную в несколько слоев марлю. Этот прием работы используют для получения расплывчатых, неясных контуров (дымка, туман, дождь).
На практике все перечисленные приемы могут использоваться одновременно.
Часто требуется равномерно покрыть акварельной краской поверхность значительных размеров. Такой способ называется отмывкой. Для выполнения работы этим методом в стаканчике с водой разводят акварельную краску, чтобы ее было в избытке. Бумагу прикрепляют кнопками к чертежной доске или закрепляют в стираторе. При необходимости снимают с ее поверхности клей и дают просохнуть. Основание с закрепленной на нем бумагой располагают, под некоторым углом.
Для отмывки лучше применять толстые круглые кисти № 14—22. Тщательно перемешав раствор акварели и хорошо смочив им кисть, наносят на бумагу горизонтальными рядами слева направо. При этом необходимо следить, чтобы краски на кисти всегда было достаточно, в противном случае равномерного покрытия не будет. Собравшуюся у нижнего края краску убирают кистью, предварительно хорошо стряхнув ее. Если есть необходимость, доработку у краев (заправка уголков, скруглений, прямолинейных участков) выполняют сразу же, не дав краске высохнуть, или после полного высыхания отмывку повторяют вторично, что позволяет не только внести коррективы, но и добиться усиления тона.
Именно на этом основан такой прием работы, как «растяжка» тона. Для этого рабочую поверхность делят на участки определенной формы (прямоугольники, квадраты, окружности). Первый раз краской покрывают всю поверхность, второй раз — первый участок не трогают, а остальную поверхность покрывают краской вторично, затем оставляют нетронутым следующий участок, прорабатывая оставшуюся часть поверхности, и т. д. Чем чаще выполнено деление, тем плавнее получаются переходы цветового тона. Используют этот прием работы акварелью, например, при построении перспективы интерьеров и экстерьеров, на стадии эскизирования.
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.