logo
ответы 1Х

21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.

Акварель (от лат. «аква» — вода) — краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Акварелью художники-оформители пользуются при составлении и разработке эскизов для будущих работ, стенных газет, элементов с одновременным использовани­ем других красок, например, темперы, гуаши, туши при вы­полнении плакатов, изображе­ний, заставок и др.

Инструменты и оборудование. Для работы акварелью необходимы следующие инструменты и оборудование.

Кисти акварельные — круглые, мягкие, изготовленные из хвостового волоса колонка, белки, барсука, хорька. Этими кис­тями можно выполнять как широкую заливку, так и проводить тон­чайшую прорисовку деталей (кончиком). Для работы обычно используют одну тонкую кисть (№ 2, 3) и одну среднюю (№ 5—12) или толстую кисть (№ 14—22) в за­висимости от размера работы.

Палитра — основание, на котором производят смешение различ­ных цветов. В основном для этого используют лист пластмассы или тонкого стекла, что позволяет без труда смыть ненужную краску и продолжать работу дальше. Часто при выполнении не очень ответ­ственных работ художники используют в качестве палитры бумагу, обычно такую же, на какой выполняется сама работа. Это дает воз­можность уже на палитре видеть, как будет выглядеть подобранная краска на работе. Бумагу при этом необходимо часто менять, не до­пуская ее полного промокания, так как может произойти вымывание из нее клея, что вызывает помутнение краски, появление волокнис­тых бумажных комочков.

Емкостью для воды и разведения красочного состава служит стек­лянная посуда (баночки или стаканчики).

Для крепления бумаги используют чертежную доску или стиратор, представляющий собой две деревянные, плотно входящие друг в друга рамки. На внутренней рамке располагают лист бума­ги, который зажимается по периметру наружной рамкой. Внутрен­нюю рамку часто выполняют в виде планшета, т. е. набивают на рам­ку точно по ее размеру вырезанный лист из ДВП или фанеры, в каче­стве основания при этом очень хорошо использовать лист из дюралюминия, что предохранит работу от возможного порыва.

Организация рабочего места. Рабочая поверхность с при­крепленным на ней листом бу­маги или другим основанием для работы должна распола­гаться под углом 30° к поверх­ности стола. Угол наклона не­обходим для свободного и рав­номерного стекания акварели. С правой стороны на столе располагаются краски, емкость с водой, и кисти в стакане. По окончании работы промытые в теплой воде кисти промыливают и пальцами придают форму, после высыхания мыло удерживает волос кистей, сохраняя их форму. Кисти должны находиться волосом кверху.

Перед началом работы кисти тщательно промывают от мыла, по­падание которого в краску приводит к потере ее прозрачности.

Работать акварелью лучше всего при дневном освещении, кото­рое должно быть направлено на рабочее место слева. При использо­вании искусственного освещения его источник также располагают с левой стороны.

Приемы работы акварелью. Лучшим основанием для акварели является крупнозернистая пористая бумага. Проникая в ее поры, красители, используемые для приготовления акварельных красок, хо­рошо удерживаются на ней. В качестве основания можно применять и плотную бумагу типа чертежной, но в этом случае бумагу следует промывать водой при помощи кисти, ваты или поролона для удаления с ее поверхности тонкого слоя клея (проклейки), чтобы равномерно разнести краски по поверхности.

Существует несколько приемов работы с акварелью.

Метод лесси­ровки заключается в нанесении на сухое основание последовательно накладываемых друг на друга тонких прозрачных слоев акварели. При этом первый слой в цветовом отношении значительно слабее, чем цвет изображаемого предмета. Последующим нанесением кра­сочных слоев добиваются цветового сходства с натурой. Этот способ позволяет добиваться в работе оптического смешения цвета, что про­исходит в результате просвечивания нижележащего слоя через верх­ний, так как акварель в тонких слоях прозрачна. Однако нанесение нескольких слоев краски ведет к потере прозрачности, яркости, жи­вости и легкости работы, т. е. именно тех признаков, которые опреде­ляют особенность и достоинство этих красок.

При методе алла прима работа выполняется также по сухому основанию, но цвета берутся сразу, в полную силу. При этом способе смешение красок происходит на палитре механическим путем. Переда­ча формы достигается ее проработкой соприкасающимися мазками. Плавность цветовых переходов при этом обеспечивается соединением еще влажных мазков друг с другом.

Метод по «мокрому» требует значительных профессиональных на­выков письма акварелью. Работу выполняют на предварительно смо­ченном водой и еще не высохшем основании. Цветовая проработка выполняется в один слой. Для поддержания влажности бумаги под нее можно подложить смоченную водой тонкую шерстяную ткань, желательно белого цвета, или сложенную в несколько слоев марлю. Этот прием работы используют для получения расплывчатых, неяс­ных контуров (дымка, туман, дождь).

На практике все перечисленные приемы могут использоваться одновременно.

Часто требуется равномерно покрыть акварельной краской поверхность значительных размеров. Такой спо­соб называется отмывкой. Для выполнения работы этим методом в стаканчике с водой разводят акварельную краску, чтобы ее было в из­бытке. Бумагу прикрепляют кнопками к чертежной доске или за­крепляют в стираторе. При необходимости снимают с ее поверхности клей и дают просохнуть. Основание с закрепленной на нем бумагой располагают, под некоторым углом.

Для отмывки лучше применять толстые круглые кисти № 14—22. Тщательно перемешав раствор акварели и хорошо смочив им кисть, наносят на бумагу горизонтальными рядами слева направо. При этом необходимо следить, чтобы краски на кисти всегда было доста­точно, в противном случае равномерного покрытия не будет. Собрав­шуюся у нижнего края краску убирают кистью, предварительно хорошо стряхнув ее. Если есть необходимость, доработку у краев (заправка уголков, скруглений, прямолинейных участков) выполняют сразу же, не дав краске высохнуть, или после полного высыхания отмывку повторяют вторично, что позволяет не только внести коррек­тивы, но и добиться усиления тона.

Именно на этом основан такой прием работы, как «растяжка» тона. Для этого рабочую поверхность делят на участки определенной формы (прямоугольники, квадраты, окружности). Первый раз краской покрывают всю поверхность, вто­рой раз — первый участок не трогают, а остальную поверхность покрывают краской вторично, затем оставляют нетронутым следую­щий участок, прорабатывая оставшуюся часть поверхности, и т. д. Чем чаще выполнено деление, тем плавнее получаются переходы цве­тового тона. Используют этот прием работы акварелью, например, при построении перспективы интерьеров и экстерьеров, на стадии эскизирования.