30. Опишите процесс строгания древесины.
Строгание выполняют для выравнивания плоских поверхностей древесины после ее распиливания или первичной грубой обработки, придания ей правильной формы, требуемых размеров. Для этого применяют ручные инструменты. Наиболее часто используют рубанки, полуфуганок и шлифтик.
Рубанок одинарный применяют для выравнивания плоскостей после первичной обработки.
Двойной рубанок применяют для - чистого строгания, застрагивания торцов, зачистки задиров и свилеватых мест. Он отличается от одинарного тем, что имеет контржелезку (стружколоматель). Кромка контржелезки параллельна режущей кромке и устанавливается по возможности ближе к ней, что способствует большей чистоте, обработки древесины.
Полуфуганок используют для строгания или выравнивания больших поверхностей. От рубанка полуфуганок отличается размерами колодки и железки. В переднюю часть колодки полу фуганка вклеивают невысокую цилиндрическую вставку — ударную кнопку. При необходимости ударом по ней молотком выбивают железку. Железка у полуфуганка чаще всего двойная.
Шлифтик — это укороченный двойной рубанок с уменьшенным пролетом и увеличенным углом присадки железки. Служит он для зачистки задиров, свилеватых мест, а также торцов. При работе им снимается очень тонкая стружка. Шлифтик пригоден для обработки прессованной древесины большой твердости.
Перед началом строгания заготовку осматривают, чтобы определить направление волокон и годичных слоев. Строгание всегда проводят по слою, т. е. в сторону выхода на строгаемую поверхность перерезанных годичных слоев и косослойных волокон. Чистота обрабатываемой поверхности при этом улучшается и, кроме того, значительно снижается трудоемкость выполняемых работ.
Рациональная организация рабочего места при строгании должна обеспечивать удобство в работе, способствовать наибольшей производительности труда, снижать до минимума время на поиск нужного инструмента. Поэтому следует хорошо подготовиться к работе. Необходимо использовать приспособления, облегчающие работу, а инструмент на столе располагать в определенной последовательности: ближе к работающему наиболее часто применяемый, реже применяемый — ближе к переднему краю стола. В процессе работы инструмент в руках нужно держать крепко и уверенно. Стоять к рабочему месту следует вполоборота правым плечом. Левая ступня ноги при этом должна быть почти параллельна столу, правая ступня располагаться под углом 70—80° к левой. Корпус несколько наклонен вперед.
Строгание выполняют только движением рук. Чем меньше движений корпусом, тем меньшую усталость ощущает работающий. Строгание любым инструментом ведут на полный размах по прямой линии, с равномерным нажимом на инструмент. Чтобы не заваливать концы заготовки, строгание начинают с большим нажимом на передний конец инструмента, а заканчивают с большим нажимом на задний.
Рубанком строгание выполняют в основном вдоль волокон, исключение составляет строгание двойным рубанком свилеватых мест.
Фугование длинных заготовок ведется без отрыва фуганка от поверхности по всей их длине. Работающий при этом может передвигаться, однако после каждого перехода фуганок немного отводится назад.
Правильно выструганная поверхность заготовки должна быть прямолинейной как по длине, так и по ширине и не иметь перекосов. Качество работы можно проверять на глаз или с применением контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник).
Образовавшиеся в результате работы задиры, а также свилеватые места обрабатываются двойным рубанком или шлифтиком.
Оторцовка деталей выполняется до строгания плоскостей и кромок, чтобы не испортить уже поструганные поверхности возможными отщепами крайних волокон торца. Оторцовку ведут с помощью двойного рубанка. Располагая его наискось к направлению строгания, сначала торцуют с одной стороны до середины, затем с другой. Для застрагивания торцов детали, а также полуторцов под углом 45° удобно использовать такое приспособление, как донец.
При работе с циклей рабочая ее часть располагается почти перпендикулярно обрабатываемой поверхности, что позволяет снимать очень тонкую стружку. Для удобства в работе циклю вставляют в ручку. Качество строгания во многом зависит от подготовки режущей кромки железки.
Остроту заточки можно проверить, проводя поперек лезвия то в одном, то в другом месте большим пальцем, предварительно смоченным в воде.
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.