logo
ответы 1Х

11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.

При создании объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс используют разнообразные инструменты. Для лепки применяются лопатки с различной формой пера, петли, киянки.

Режущими инструментами являются стальные ножи с тонкими остроконечными лезвиями, плоские и полукруглые долота, скарпель (стальной стержень, с одной стороны которого обушок, а с другой — режущая кромка); металлические лопатки для зачистки отливок, а также снятия лишней формовочной массы. К скребковым инструментам относятся царапки, косарики, клюкарзы, цикли для обработки выпуклых и вогнутых поверхностей отливки и формы.

Измерительными инструментами служат угольники, циркуль для выполнения различных геометрических построений. Вспомогательный инструмент составляют лопатки для перемеши­вания формовочной массы, кисти мягкие и щетинные для нанесения смазочных составов.

Для работы требуются также резиновая емкость для перемешива­ния формовочного состава на основе гипса, ящик для размешива­ния цементных составов, ведро для воды, столярный инструмент для изготовления деревянных каркасов. Необходимым оборудованием при выполнении объемных элемен­тов являются мольберты, щиты для изготовления рельефов, станок с поворотным кругом для создания круглых скульптурных моделей, шаблоны для получения профильных прямолинейных моделей, клееварка. Выполнение объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс можно разделить на ряд самостоятельных технологических процес­сов.

Создание модели. Это первый и основной этап работы, озна­чающий выполнение в объеме эскизной разработки декоративно-художественного элемента.

Эскиз модели выполняют в графической манере с тщательной светотеневой проработкой форм детали. Уже на стадии эскизирования художник должен предусмотреть особенности технологическо­го процесса: модель должна легко выходить из изготовленной по ней формы, для чего боковая поверхность каждого элемента вы­полняемой детали должна быть пирамидальной и конусообразной без полузакрытых полостей. Это требование связано с тем, что после затворения водой (гипс, цемент), клеящим составом или после тер­мической обработки используемый материал приобретает жидкую консистенцию, а после высыхания становится камневидным.

Моделью могут служить уже готовые декоративно-художествен­ные, орнаментальные или шрифтовые элементы, выполненные из различных материалов и требу­ющие только предварительной подготовки для последующей работы с ней. При создании модели непосредственно на рабочем месте худож­ники используют пластичные материалы (глина, пластилин, воск). Для выполнения модели на мольберте или щите располагают план­шет. Если для лепки применяют глину, то планшет из фанеры или ДВП предвари­тельно покрывают масляными составами, что предупреждает его воз­можное коробление от воды, которая используется для придания глине пластичности, а также сохранения этого состояния в процессе работы. На время перерыва неоконченная работа накрывается мок­рой тряпкой.

Согласно эскизу на планшете набирают основные формы бу­дущей детали из материала. С целью экономии материала объем создают при помощи деревянных брусочков, ко­торые крепятся к основанию, после чего их облепляют пластили­ном и продолжают работу. После набора объема основных форм и придания им соответствующего рельефа при помощи стек присту­пают к детальной проработке каждого его элемента.

Подготовка модели к формовке. После окончания работы над моделью приступают к ее подготовке для последующей формовки. Для этого окончательно устраняют с поверхности детали имеющиеся дефекты: расшивают гипсом, цементом, глиной появившиеся трещи­ны, сглаживают неровности при работе с пластилином, устраняют наплывы и раковины и т.п. Перед формовкой модель, выполненную из глины, опрыскивают из пульверизатора водой, пока она не примет влажный, матовый вид, после чего удаляют излишки воды из вогнутых ее частей. Придание модели влажности предупреждает в последующем впитывание ею воды из формующей массы, что в значительной степени влияет на ее однородность и прочностные характеристики. Модель из пластилина покрывают натуральной олифой или свет­лым маслом при помощи мягкой кисти. Излишки смазки, появившие­ся в углублениях модели, устраняют также мягкой кистью. Если модель выполнена из гипса, перед формовкой ее слегка нагревают и пропитывают горячей олифой. Когда олифа впитается, поверхность покрывают тонким слоем спиртового лака, а затем тон­ким слоем смазки. Наиболее распространена смазка, представляющая собой смесь стеариана, расплавленного на водяной бане, и керосина, который медленно доливают, постоянно перемешивая смесь. В качестве смазки можно использовать также эмульсии минерального масла.