11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
При создании объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс используют разнообразные инструменты. Для лепки применяются лопатки с различной формой пера, петли, киянки.
Режущими инструментами являются стальные ножи с тонкими остроконечными лезвиями, плоские и полукруглые долота, скарпель (стальной стержень, с одной стороны которого обушок, а с другой — режущая кромка); металлические лопатки для зачистки отливок, а также снятия лишней формовочной массы. К скребковым инструментам относятся царапки, косарики, клюкарзы, цикли для обработки выпуклых и вогнутых поверхностей отливки и формы.
Измерительными инструментами служат угольники, циркуль для выполнения различных геометрических построений. Вспомогательный инструмент составляют лопатки для перемешивания формовочной массы, кисти мягкие и щетинные для нанесения смазочных составов.
Для работы требуются также резиновая емкость для перемешивания формовочного состава на основе гипса, ящик для размешивания цементных составов, ведро для воды, столярный инструмент для изготовления деревянных каркасов. Необходимым оборудованием при выполнении объемных элементов являются мольберты, щиты для изготовления рельефов, станок с поворотным кругом для создания круглых скульптурных моделей, шаблоны для получения профильных прямолинейных моделей, клееварка. Выполнение объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс можно разделить на ряд самостоятельных технологических процессов.
Создание модели. Это первый и основной этап работы, означающий выполнение в объеме эскизной разработки декоративно-художественного элемента.
Эскиз модели выполняют в графической манере с тщательной светотеневой проработкой форм детали. Уже на стадии эскизирования художник должен предусмотреть особенности технологического процесса: модель должна легко выходить из изготовленной по ней формы, для чего боковая поверхность каждого элемента выполняемой детали должна быть пирамидальной и конусообразной без полузакрытых полостей. Это требование связано с тем, что после затворения водой (гипс, цемент), клеящим составом или после термической обработки используемый материал приобретает жидкую консистенцию, а после высыхания становится камневидным.
Моделью могут служить уже готовые декоративно-художественные, орнаментальные или шрифтовые элементы, выполненные из различных материалов и требующие только предварительной подготовки для последующей работы с ней. При создании модели непосредственно на рабочем месте художники используют пластичные материалы (глина, пластилин, воск). Для выполнения модели на мольберте или щите располагают планшет. Если для лепки применяют глину, то планшет из фанеры или ДВП предварительно покрывают масляными составами, что предупреждает его возможное коробление от воды, которая используется для придания глине пластичности, а также сохранения этого состояния в процессе работы. На время перерыва неоконченная работа накрывается мокрой тряпкой.
Согласно эскизу на планшете набирают основные формы будущей детали из материала. С целью экономии материала объем создают при помощи деревянных брусочков, которые крепятся к основанию, после чего их облепляют пластилином и продолжают работу. После набора объема основных форм и придания им соответствующего рельефа при помощи стек приступают к детальной проработке каждого его элемента.
Подготовка модели к формовке. После окончания работы над моделью приступают к ее подготовке для последующей формовки. Для этого окончательно устраняют с поверхности детали имеющиеся дефекты: расшивают гипсом, цементом, глиной появившиеся трещины, сглаживают неровности при работе с пластилином, устраняют наплывы и раковины и т.п. Перед формовкой модель, выполненную из глины, опрыскивают из пульверизатора водой, пока она не примет влажный, матовый вид, после чего удаляют излишки воды из вогнутых ее частей. Придание модели влажности предупреждает в последующем впитывание ею воды из формующей массы, что в значительной степени влияет на ее однородность и прочностные характеристики. Модель из пластилина покрывают натуральной олифой или светлым маслом при помощи мягкой кисти. Излишки смазки, появившиеся в углублениях модели, устраняют также мягкой кистью. Если модель выполнена из гипса, перед формовкой ее слегка нагревают и пропитывают горячей олифой. Когда олифа впитается, поверхность покрывают тонким слоем спиртового лака, а затем тонким слоем смазки. Наиболее распространена смазка, представляющая собой смесь стеариана, расплавленного на водяной бане, и керосина, который медленно доливают, постоянно перемешивая смесь. В качестве смазки можно использовать также эмульсии минерального масла.
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.