13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
Витраж — цветное стекло в окнах, дверях.
В монументально-декоративном искусстве — это дорогостоящее и трудоемкое произведение из стекла, металла, древесины, а также из других материалов, пропускающих свет. Техника выполнения виража довольно сложна — это вырезание из цветного стекла отдельных элементов композиции и крепление их при монтаже свинцовой лентой.
В практике художественного оформления используются менее сложные и недорогие способы исполнения витражей. Принцип их выполнения состоит в следующем.
Выполнение рисунка в натуральную величину. При этом необходимо учитывать, что характер изображений в витражах требует от художника предельного лаконизма формы, стремления к контрастной геометричности линий ее передачи, а также обобщенности и конструктивности рисунка, что обусловлено свойствами используемого материала и техникой его скрепления.
Создание контурного рисунка. Для этого подготовленный рисунок переводят на прозрачную кальку. Линиям рисунка при этом придают определенную толщину, что, с одной стороны, усиливает сходство с креплением отдельных стекол металлической лентой, а с другой — обеспечивает чистоту крепления используемого в работе материала при заполнении образовавшихся просветов. Контурный рисунок, полученный на кальке, можно непосредственно крепить к листу стекла или оргстекла и приступать к окрашиванию различными красочными составами согласно выполненному эскизному рисунку. Можно также, прикрепив рисунок к листу плотной бумаги, картона или даже металла, вырезать его ножом или вырубить зубилом. Контурный рисунок напоминает при этом решетку, с обратной стороны которой крепят материал, пропускающий свет.
В первом случае после окончания работ контурный рисунок прописывают черной масляной краской при помощи кисти. Если же необходима чистота контурного рисунка, поступают следующим образом. После полного высыхания краски лист стекла или оргстекла переворачивают и прорезают в прикрепленной к нему кальке контурный рисунок, вырезанные просветы очищают от резинового клея, которым приклеивают кальку к листу, и закрашивают черной масляной краской поролоновым тампоном или меховым валиком. Как только краска слегка подсохнет, аккуратно отрывают оставшиеся на листе стекла или оргстекла куски кальки, прикрывающие места цветового тонирования.
После полного высыхания краски с поверхности удаляют все остатки клея. Контурному рисунку можно придать также некоторую рельефность. Для этого при цветовом тонировании контурный рисунок оставляют в виде прозрачных полос. После высыхания краски, которой выполнен витраж, лист переворачивают и с лицевой стороны наносят при помощи конусообразного пакетика или пустого полиэтиленового тюбика от использованного клея ПВА со срезанным дном рельефную пасту. Стекло перед нанесением таких составов должно быть обезжирено. Использование этого метода позволяет получить эффект настоящего паяного витража, а также витража, выполненного в технике скрепления сколотого или литого стекла при помощи цемента, для чего к рельефной пасте добавляют небольшое количество алюминиевого порошка.
Во втором случае полученный путем вырезания из различных материалов контурный рисунок до начала работы по цветовому тонированию окрашивается черной краской, после высыхания, которой приступают к выполнению витража.
Цветовое тонирование витража. Лист стекла или оргстекла с приклеенной на нем калькой с контурным рисунком переворачивают и приступают к нанесению масляной краски, разведенной на лаке, равномерным тонким слоем, согласно выполненному эскизу. Краску на поверхность наносят тампонами из мелкого поролона или ваты, обернутой в несколько слоев марли. Тонкость слоя краски обеспечивает хорошую работу на просвет. Сначала наносят краску одного цвета или сразу несколько цветов, но таким образом, чтобы в процессе работы они не соприкасались между собой. После того как нанесенная краска подвянет, образовавшиеся подтеки или неровности можно удалить при помощи заостренной деревянной лопатки и затем приступать к последующему нанесению краски, внимательно следя за тем, чтобы не испортить уже выполненные цветовые пятна. Когда работа закончена, и краска полностью высохла, лист переворачивают на лицевую сторону и одним из приведенных выше приемов выполняют контурный рисунок.
На лист стекла или оргстекла вместо нанесения масляных красок могут быть наклеены заранее вырезанные кусочки цветного стекла, цветной прозрачной пластмассы или пленки, конфигурация которых строго повторяет соответствующие плоскости рисунка. Для приклеивания под лист помещают кальку с нанесенным на нее контурным рисунком. Для наклеивания лучше всего использовать эпоксидный клей. Им обильно смазывают торцы приклеиваемого кусочка стекла или пластмассы и лишь незначительно края его плоскости с таким расчетом, чтобы клей не выходил за края контурного рисунка. Для обеспечения хорошего качества склеивания, соединяемые элементы в процессе работы пригружают. После окончания наклейки материала и полного высыхания клея лист переворачивают и с лицевой стороны черной краской приведенным выше способом выполняют контурный рисунок. Или, не переворачивая лист, образовавшиеся углубления между отдельными цветными стеклышками заполняют рельефной пастой.
В настоящее время наиболее широко применяют имитацию витража, выполненную путем приклеивания соответствующей рисунку конфигурации кусков цветного стекла, цветных прозрачных пластмасс или пленок, окрашенной акварелью карандашной кальки, а также стекол, окрашенных тонким слоем масляных или силикатных красок (закрепляемых последующим легким обжигом) на заранее вырезанный из какого-либо материала контурный рисунок, чаще всего это картон. Такой витраж получил название картонный, или пакетный, так как для монтажа его помещают между двумя листами тонкого стекла.
Техника его выполнения следующая. Кальку с выполненным рисунком располагают под листом тонкого стекла, на которое помещают заготовленный и окрашенный с лицевой стороны контурный рисунок. Затем приступают к приклеиванию также заранее приготовленных согласно эскизу кусочков используемого в работе материала. Приклеивание ведут таким же образом, как при приклеивании отдельных элементов к листу стекла.
После окончания склеивания и полного высыхания клея по размерам выполняемой работы вырезают лист матовой кальки, которую помещают с обратной ее стороны и прижимают вторым листом тонкого стекла. Витраж готов к экспозиции.
Монтаж витража. Не очень большие по размеру работы монтируют в деревянных коробах, изготовленных из брусков, в которых выбрана четверть, что предупреждает из выпадение. С внутренней стороны витраж прижимают к четверти при помощи тонких реечек (штампиков). С обратной стороны витража обязательно вырезают по его размеру лист плотной матовой кальки, которая служит для рассеивания падающего света. Чтобы добиться яркости и сочности используемых красок, можно применять искусственное освещение витража. Для этого с внутренней стороны на его деревянную основу крепят лампы дневного света.
При значительных размерах витража готовят специальный каркас из металлических уголков, каждая секция которого соответствует размеру фрагмента витража. После установки каркаса витраж как бы собирают из отдельных частей, которые монтируются, в деревянные короба.
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.