logo search
Otvety_Istoria_Izo

Билет 18 Творчество Тициана

Тициан Вечеллио да Кадоре (1477-1576) родился в Кадоре, учился у Джан Беллино.

Выдающийся мастер венецианской школы живописи, воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит в ранних работах Тициана. Любовь земная и Любовь небесная - все в ней подчинено чувству гармонии и тишины, в ней ощущается та полнота жизни, которая так характерна для творчества Тициана. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции, и тонко психологичных - Юноша с перчаткой, в нем художнику удалось передать напряженную духовную жизнь человека, скрытую от посторонних, Мужской портрет. Он создает Динарий кесаря. В этой картине благородное и возвышенное начало в лице Христа противопоставлено низменному, алчному в лице Фарисея. Также к ранним годам относятся картины Цыганская мадонна и Мадонна с вишнями, в которых художник придал образам мадонн такие простые человеческие качества, такую жизненную силу и полноту форм, которые отличали его картины от произведений мастеров раннего Возрождения. Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное полотно Вознесение мадонны. Прекрасная, сильная фигура мадонны в пышном развевающемся плаще с поднятыми руками плавно поднимается вверх на облаке, которое поддерживают ангелы. В картине Мадонна дель Пезарь он отказывается от традиционного симметричного построения композиции и сдвигает всю группу главных действующих лиц вправо, делая мадонну и ее младенца главным центром происходящего. Но гармонию и равновесие он сохранил, смягчая цветом этот сдвиг центра тяжести, дав в левой части звучание красно - золотого знамени, блестящего панциря и белого тюрбана. Он пишет серию картин на мифологические темы. К этой серии относятся Праздник Венеры, в которой ликующая толпа маленьких амуров заполняет пространство перед стоящей справа статуей Венеры, Вакх и Ариадна, наполнена бурной, бьющей через край радостью существования. Венера Урбинская и так называемая Ла Белла. На обеих картинах изображена одна и та же модель, красавица – венецианка. Она же написана и в Женском портрете. Положение во гроб и Введение Марии в храм - эти полотна наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью. Поздний период. Венера перед зеркалом – эта красавица олицетворяет все соблазны и чары женщины, она окружена дорогими тканями, которые переданы с небывалым искусством и изяществом. Кающаяся Магдалина изображена в момент сильного душевного подъема – глубокого и искреннего раскаяния. Мастер прозрачную слезу на щеке, подпухшие красные веки и полные слез глаза, шелковистые мягкие волосы. И этому смятению души вторит природа. Последний солнечный луч освещает фигуру кающейся грешницы и ветку, согнувшуюся под порывом ветра дерева. В Святом Себастьяне изображен страдающий прекрасный юноша. Его атлетически сложенная фигура освещена неярким светом дымящегося костра, она кажется окутанной какой – то грозовой тревожной атмосферой, в которой нет четких контуров. Вся фигура Себастьяна наполнена трагизмом, но художник сохранил в ней веру в величие человека, в силу его духа. Дух Себастьяна не сломлен, тело не обезображено страданиями, он по-прежнему прекрасен и могуч. Тициан как бы лепит форму цветом, создавая ее из единой живописной массы, в которой нельзя даже различить отдельные краски. Это чисто живописное построение формы было настолько новым и непривычным, что созданные позднее произведения мастера плохо воспринимались современниками. Они привыкли к четким формам, которые можно было смотреть независимо от того, где ты стоишь, вблизи или вдали. Поэтому они считали его поздние картины незаконченными.