logo
Otvety_Istoria_Izo

Билет 27 Искусство Испании

В начале 16 века в связи с превращением Испании в мировую державу значительно расширились ее международные культурные связи. Многие живописцы едут теперь учиться в Италию и стремятся овладеть передовыми достижениями ее искусства — перспективой, светотенью, умением передавать строение человеческого тела. Испанские художники многому научились в Италии, однако само существо итальянского Возрождения осталось им чуждым. Гораздо ближе по духу к некоторым течениям испанской живописи оказалось искусство маньеризма, которое находит в Испании много последователей. Даже художники, подражающие произведениям мастеров Высокого Возрождения, обычно интерпретируют их в духе маньеризма. В архитектуре, как мы видели, в это время возникает художественное направление, возглавленное Эррерой. В живописи создаются надуманные и холодные произведения, по существу не менее далекие от итальянского Возрождения, чем работы художников предшествующей поры. Королевский двор становится теперь главным заказчиком произведений искусства и диктует художникам свои требования. В этот период наиболее интересной областью испанской живописи является портрет — единственный светский жанр, получивший развитие в Испании. Среди портретистов выделяются два прекрасных художника, заложивших основы испанского придворного портрета. Это Санчес Коэльо (1532—1588) и Хуан Пантоха де ла Крус (1551—1609). В портретах этих художников наряду с подчеркнутой сословной характеристикой изображаемых ими аристократов — чопорностью, надменностью, сдержанностью жестов, богатством костюма — всегда с поразительной правдивостью передаются черты лица, и раскрывается внутренний мир портретируемого - Дона Диего де Вальмайор. Луис де Моралес (1518—1582), произведения которого не были одобрены при дворе. В творчестве Моралеса чувствуется влияние современных мистически-религиозных учений, распространенных в Испании, но не поощрявшихся официальной церковью. Его произведения проникнуты религиозным чувством и несут на себе отпечаток аскетического идеала средневековья. Произведения Моралеса очень эмоциональны, в них обычно подчеркиваются моменты страдания, скорби. Скорбящая богоматерь и Мадонна с младенцем. Холодный колорит, гладкая, как бы эмалевая поверхность живописи являются характерными чертами этого мастера. Эль Греко (1541—1614). Грек по национальности, Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко, родился на острове Крите, обучался у себя на родине, где еще живы были традиции византийского иконописного мастерства. Эль Греко получил в 1577 году заказ на несколько картин для одной из церквей в Толедо – Троица, Успение Богоматери и др. В том же году он получил заказ на картину Раздирание одежд Христа для собора в Толедо.

По экспрессии это произведение превосходит работы итальянского периода и предвосхищает зрелое творчество художника. В нем уже появляются та поразительная одухотворенность лиц, выразительность мимики и движений. Творчество Эль Греко сложно и противоречиво. Нередко в его картинах удивительным образом сочетаются фантастика и реальность, как, например, в одной из самых прославленных работ художника Погребение графа Оргаса. Эль Греко — последний крупный представитель европейского маньеризма.