logo
Otvety_Istoria_Izo

Билет 19 Творчество Джорджоне

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1476 или 1477–1510), родился в городе Кастельфранко, учился у Джованни Беллини. Известная сегодня под именем Мадонна Кастельфранко, она была первой известной работой мастера и предназначена для украшения алтаря церкви. В его картине нет и тени рассудочности, которая иногда проскальзывает в картинах художников Флоренции и Рима. Поэтическая одухотворенность и созерцательность, которые пронизывают картину, как бы уподобляют ее лирическому стихотворению. Еще более отчетливо новые черты творчества Джорджоне сказываются в другой его ранней картине Юдифь. Джорджоне первый в Венеции стремится воплотить возвышенный эстетический идеал. Его стройная и нежная Юдифь предстает перед зрителем как носительница светлого, чистого, прекрасного начала в жизни. Юдифь попирает ногою мертвую голову Олоферна, глаза опущены долу, и поэтому внутренний мир ее остается недоступны. В Юдифи много женственной мягкости и обаяния… Красивый золотистый колорит объединяет симфонию винно-красных, оливково-изумрудных, серебристо-голубых, коричневых тонов в единый гармоничный аккорд. Ранний период творчества Джорджоне завершает одна из самых интересных его картин – так называемые Три философа. Каждый из трех философов – определенный тип человека, почти определенный характер. Сидящий в свободной позе юноша с красивым профилем и черными кудрями, одетый в свободную белую одежду и зеленый плащ, целиком ушел в созерцание. Весь его облик пронизан ясной гармонией, это как бы воплощение идеала. Обратившись в своем творчестве к теме природы, Джорджоне сумел раскрыть те стороны действительности, которые не затрагивал никто до него. Художник написал картину Гроза. Зрелый период. Джорджоне создал картину, которой было достаточно, чтобы считать его одним из самых больших художников Возрождения – свою Спящую Венеру. Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написанная Джордже из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом. Венера Джорджоне являет собой высшее выражение того обобщенного и прекрасного женского образа или того типа человека, в котором должна господствовать "строгая и соразмерная гармония всех частей". Джорджоне придает этому идеальному человеческому образу большую поэтичность и глубину, изображая его среди природы. Просторное небо, белые облака, голубые горы на горизонте, уходящие в глубину дали, пологая тропа, ведущая на безлюдный холм с домами, одинокое дерево – все сливается в едином умиротворенном бытии и дыхании с образом спящей Венеры. Последняя из дошедших до нас картин Джорджоне – Сельский концерт. Эта картина – как бы воплощение представления о «золотом веке», о котором мечтали современники Джорджоне. Здесь вновь раскрывается творческая концепция Джорджоне в просветленном и уравновешенном взгляде на мир. Слияние человеческой фигуры с пейзажем обеспечивает невиданную доселе живописную цельность картины, притом она выдержана в единой мягкой и приглушенной гамме (пейзажный фон этой картины остался недописанным, и его завершил Тициан). В 1510 году на Венецию обрушилась эпидемия чумы. Одной из жертв ее был Джорджоне, который погиб осенью 1510 года в расцвете творческих сил.