logo
Otvety_Istoria_Izo

Билет 36 Живопись Франции

Французская живопись сохранила полностью свою самостоятельность. В Туре работал крупнейший французский художник 15 века Жан Фуке (1420 — 1490). Фуке был выдающимся портретистом. Таков его Карл VII — слабый, болезненный, усталый и некрасивый, но вместе с тем сохранивший величавость осанки, соответствующей королевскому достоинству.

К наиболее значительным произведениям художника относится диптих, впоследствии разъединенный; его левая створка Этьен Шевалье и св. Стефан изображает крупного государственного деятеля и его патрона св. Стефана, силуэты которых четко выделяются на фоне строгой архитектуры белого мраморного зала. С такой же четкостью обрисованы формы лица и тела, объемам которых придана почти осязаемая рельефность в правой створке, где изображена Мадонна с младенцем. Мадонне, изящной и модной красавице, одетой в плотно облегающий голубой корсаж, обнажающий плечи и грудь, и в красный плащ, приданы черты лица любовницы короля Агнесы Сорель. Портрет Жювеналя дез Юрсен отличает от более ранних работ только богато обработанная в стиле итальянского Ренессанса стена, на фоне которой выделяется грузная фигура канцлера. К самому драгоценному наследию Фуке относятся восхитительные миниатюры, которыми он украсил ряд рукописей, прежде всего Иудейские древности Иосифа Флавия и Часослов Этьена. Произведение Никола Фромана Неопалимая купина. Центр композиции этой алтарной картины составляет огромный лиственный овал, образуемый кронами групп деревьев, на котором восседают изящная, миловидная Мадонна с младенцем, фигура ангела и Моисея. Эти изображения в еще большей степени, чем пейзаж, связаны с нидерландским искусством. Крупнейшим художником Франции конца 15 века был Жан Клуэ Старший или Мастер из Мулена, работавший при дворе герцогов Бурбон-ских, а также в Бургундии и Париже. Вновь усилившееся в это время влияние нидерландского искусства, пользующегося особым вниманием в придворных кругах, заметно и в творчестве этого художника, особенно в его ранних произведениях. Его точный, твердый рисунок отличается изяществом и элегантностью. К самым известным его произведениям относятся Портрет неизвестного с св. Маврикием и Муленский триптих. Композиция средней его части с Мадонной во славе, окруженной ангелами, напоминает витраж. В центральной части изображена Мадонна с младенцем, над головой которой ангелы держат корону. Вероятно, Клуэ моделью для образа Марии художнику послужила французская девушка, хрупкая и миловидная. В то же время отвлеченность авторского замысла, декоративные эффекты (концентрические круги вокруг Марии, ангелы, образующие гирлянду по краям полотна) придают произведению некоторое сходство с готическим искусством. Большой интерес представляют прекрасные пейзажи, которые Жан Клуэ Старший помещает в композиции с религиозной тематикой. Рядом с фигурами святых в этих произведениях соседствуют портретные изображения заказчиков. Например, в полотне Рождество справа от Марии можно увидеть молитвенно сложившего руки канцлера Ролена.