logo
Otvety_Istoria_Izo

Билет 37 Живопись Испании

Будучи по преимуществу религиозным искусством, испанская живопись 15 века была особенно сильно скована требованиями церкви. Инквизиция пользовалась правом своего рода цензуры. Она наложила запрет на изображение наготы, восставала против светской трактовки религиозных сюжетов, препятствовала проникновению в живопись сюжетов античной мифологии. Всё это тормозило развитие ренессансных явлений в испанском искусстве. Известное влияние на испанскую живопись 15 века оказало искусство североевропейских стран периода поздней готики и Раннего Ренессанса. Значительный след оставило, в частности, посещение знаменитым нидерландским художником Яном ван Эйком в 1429 году Пиренейского полуострова. В начале 16 века в связи с превращением Испании в мировую державу значительно расширились её международные культурные связи. Культура Италии наложила отпечаток и на испанскую живопись 16 века. Итальянские походы императора Карла V способствовали ознакомлению испанцев с произведениями художников Италии. Испанские художники многому научились в Италии, однако существо итальянского Возрождения осталось им чуждым. Гораздо ближе по духу к некоторым течениям испанской живописи оказалось искусство маньеризма, которое нашло в Испании много последователей. С середины 16 века, во времена правления Филиппа II, маньеристическое направление в искусстве Испании оттесняется официальным придворным искусством. В этот период наиболее интересной областью испанской живописи является портрет – единственный светский жанр, получивший развитие в Испании. Среди портретистов выделяются два прекрасных художника, заложивших основы испанского придворного портрета. Это Санчес Коэльо и Хуан Пантоха де ла Крус. В портретах этих художников наряду с подчёркнутой сословной характеристикой изображаемых ими аристократов – чопорностью, надменностью, сдержанностью жестов, богатством костюма – всегда с поразительной правдивостью передавались черты лица и раскрывался внутренний мир портретируемого. Живопись Испании второй половины 16 века не исчерпывается официальным придворным искусством. К иному направлению принадлежит один из первых мастеров того времени Луис де Моралес (1518 – 1582), прозванный Эль Дивино, то есть божественный. Его произведения не были одобрены при дворе, они грациозны и сентиментальны, но вместе с тем он слишком отдавался аффектации и манере. Не пользовался успехом при дворе и работавший в Испании один из крупнейших европейских художников второй половины 16 века Эль Греко, творчество которого стоит особняком в испанском искусстве. Создателями и творцами испанской живописи были не только мастера высочайшего класса – гении, но и художники среднего звена – талантливые трудолюбивые труженики. К ним можно отнести живописца, рисовальщика, теоретика искусства и поэта Франсиско Пачеко (1564 – 1645). Пачеко был в первую очередь теоретиком и пропагандистом новых идей. Пачеко объединил две эпохи в испанской живописи. В живописи он соединил два разных принципа: подражание итальянским образцам и стремление к реалистическому видению.