logo
Otvety_Istoria_Izo

Билет 13 Живопись Высокого Возрождения

Особого расцвета достигла венецианская живопись, отличавшаяся богатством и насыщенностью колорита. Языческое преклонение перед красотой физической сочеталось здесь с интересом к духовной жизни человека. Чувственное восприятие мира было более непосредственным, чем у флорентийцев, и вызвало развитие пейзажа.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна в гроте. Юная мать ласковым жестом обнимает опустившегося на колени малютку Иоанна, другая рука её тянется к сыну. Ангел, обращаясь к зрителю, вводит его в картину, указывая на эту сцену перстом. Тайная вечеря. Леонардо экспериментировал с составом красок и грунта. Грунт не держал краску, и она стала осыпаться - что обнаружил уже сам художник. Реставрации значительно исказили подлинник. Джоконда – первый в истории западноевропейского искусства психологический портрет. Последние картины Святая Анна и Иоанн Креститель.

Микеланджело (1475-1564). Мадонна Дони – фигуры

Мадонны, Иосифа и младенца Христа переданы с пластической чёткостью, а в построении группы достигнута необыкновенная компактность. Микеланджело написал на алтарной стене капеллы фреску Страшный суд.

Рафаэль Санти (1483-1520). Мадонна Грандука и Мадонна делла Седиа. В первом случае юная Мария изображена погруженной в свой внутренний мир и сдержанное проявление материнского чувства передает мягкий жест ее рук, бережно держащих младенца, а вторая кажется совсем земной и, может быть, даже несколько обыденной. Фрески Диспут, Парнас и Афинская школа – торжество разума и красоты – отвечало устремлениям передовых умов Италии эпохи Возрождения. Сикстинская мадонна предельная ясность, величавая простота художественного языка сочетаются с глубиною идейного замысла. Внезапно распахнулся занавес - и глазам зрителя предстала мать с ребёнком на руках.

Этап Высокого Возрождения в Венеции открывает искусство Джорджоне (около 1477—1510). Гармоническая связь человека с природой — важная особенность творчества Джорджоне. Юдифь. Библейская героиня изображена юной прекрасной женщиной на фоне притихшей природы. Однако странную тревожную ноту вносит в эту, казалось бы, гармоничную композицию меч в руке героини и отрубленная голова врага, ею попранная. В картинах Гроза и Сельский концерт, сюжеты которых остались неустановленными, настроение создают не только люди, но и природа: предгрозовая — в первой и спокойно-лучезарная, торжественная — во второй. Образ совершенной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в Спящей Венере. Она представлена на фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Плавный ритм линейных очертаний ее фигуры тонко гармонирует с мягкими линиями пологих холмов, с задумчивым спокойствием природы. Смягчены все контуры, идеально прекрасна пластика, пропорционально соразмерны нежно моделированные формы. Тонкие нюансы золотистого тона передают теплоту обнаженного тела.

Тициан (1485/1490—1576). В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Разносторонность его дарования проявилась в разработке различных жанров и тем лирических и драматических. В картине Любовь земная и небесная на фоне прекрасного идиллического пейзажа представлены две женщины. Одна из них, пышно одетая, задумчиво-непринужденная, слушает другую, златокудрую, ясноглазую, совершенная красота обнаженного тела которой оттенена алым плащом, ниспадающим с ее плеча. На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию Динарий кесаря: благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея. Вознесение Марии – энергична светотеневая моделировка каждой фигуры, естественны сложные и широкие движения, исполненные страстного порыва. Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона. В сцене Введения во храм изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. В картине Венера Урбинская образ чувственной обнаженной красавицы низводится с поэтических высот введением на втором плане фигур служанок, что-то достающих из сундука. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой. Юноша с перчаткой образ приобретает индивидуальную конкретность, и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику.