logo
Otvety_Istoria_Izo

Билет 28 Живопись Нидерландов

В нидерландской живописи эпохи Возрождения еще долго существовали черты готического стиля. Религия играла гораздо большую роль в жизни нидерландцев, чем итальянцев. Человек в произведениях нидерландских мастеров не стал центром вселенной, как это было у художников итальянского Возрождения. Персонажи нидерландских картин всегда одеты, в них отсутствует чувственность, но нет и ничего величественного и героического. Крупнейшим нидерландским художником XV в. был Рогир ван дер Вейден, писавший драматичные алтарные сцены - Снятие с креста и выразительные, одухотворенные портреты - Портрет Франческо д’Эсте, Портрет молодой женщины. Рогир ван дер Вейден открыл первую крупную мастерскую в Нидерландах, где учились многие известные художники эпохи Возрождения. Живописец пользовался широкой известностью не только у себя на родине, но и в Италии.

Одним из самых значительных мастеров первой трети XVI в. был Квентин Массейс. Автор многочисленных алтарных работ, он стал, возможно, первым создателем жанрового произведения в нидерландской живописи, написав свою знаменитую картину Меняла с женой. Кисти Массейса принадлежат замечательные портреты Этьена Гардинера, Эразма Роттердамского, Петра Эгидия. Самыми значительными представителями направления романизма были Ян Госсарт и Бернар ван Орлей. В первой трети XVI в. работал известный мастер своей эпохи, один из основоположников европейской пейзажной живописи Иоахим Патинир. Его картины с изображением широких равнин, скалистых вершин и спокойных рек включали религиозные сцены с маленькими фигурками людей. Постепенно библейские мотивы занимают в его пейзажах все меньше места – Крещение, Пейзаж с бегством в Египет. Достоверны и жизненны портретные образы Луки Лейденского. Черты бытового жанра проникли и в портретную живопись, крупнейшими представителями которой были амстердамские художники Дирк Якобс и Корнелис Тейниссен. Естественные позы и жесты делают портретные образы живыми и убедительными. Благодаря Якобсу и Тейниссену нидерландская живопись обогатилась новым, оригинальным жанром, которым стал групповой портрет. Кризис ренессансного мироощущения, охвативший искусство итальянского Возрождения во второй половине XVI в., затронул и Нидерланды. Величайшим художником Нидерландов в 16 веке был Питер Брейгель Старший (1525/30—1569). Потрясающей силы в изображении стихии разрушения, всесильной власти смерти, царствующей на полях сражений, озаренных заревом пожарищ, Брейгель достигает в картине Триумф смерти. В Вавилонской башне аллегорический смысл сочетается с изображением процесса строительства грандиозного сооружения. В Несении креста фигура Христа почти затерялась среди толпы, и только Мария и Иоанн на первом плане связаны с евангельским событием. Поле с орудием казни окружено всадниками, телега везет осужденных, солдаты отталкивают крестьян, со страхом и любопытством остановившихся перед страшным зрелищем. Перед нами как бы оживают сцены расправы с еретиками. В Избиении младенцев солдаты врываются в дома деревни, занесенной снегом, отнимают у крестьян их скудное достояние. Брейгель обращается к пейзажу и создает цикл из ряда картин (их известно пять), характеризующих смену времен года. Охотники на снегу, Пасмурный день - переносит нас в обстановку раннего утра начала весны, Сенокос — в атмосферу насыщенного трудом жаркого лета, Возвращении стада — передана прозрачность осеннего дня, Марина - с огромной силой передана мощная водная стихия. Изображению крестьянской жизни посвящены две большие картины — Крестьянская свадьба и Крестьянский танец. Искусство Брейгеля является завершающим итогом развития искусства двух столетий. Он не дожил до революции, определившей дальнейшие судьбы Нидерландов.