logo
Otvety_Istoria_Izo

Билет 15 Живопись Микеланджело.

Микеланджело Буонарроти(1475-1564)родился в Капрезе, Тоскана учился в мастерской Доменико Гирландайо и у скульптора Бертольдо ди Джованни. В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную композицию. Отделение света от тьмы, Сотворение Адама, Сотворение Евы, Грехопадение, Потоп, Опьянение Ноя и др. По сторонам от них, на склонах громадного свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей - сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога — величественного могучего старца, подчеркнут, прежде всего, созидательный порыв. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. К этому же времени относится тондо (круглая картина) – Мадонна - отражение стремления к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Пейзаж с обнаженными фигурами язычников за стеной беден деталями. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов, пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины, как фреска Страшный Суд на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело отступает от традиционной иконографии. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников. Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело — фрески Распятие апостола Петра и Падение Савла. В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма.