logo
Otvety_Istoria_Izo

Билет 20 Искусство Позднего Возрождения

Во второй половине 16 в. в общественной и культурной жизни Италии произошли значительные изменения. Усиление феодальной реакции и наступление церкви на проявление гуманизма во всех сферах жизни привело к тому, что в итальянском искусстве наметился кризис. К этому времени лишь Венеция оставалась республикой, хотя и она уже не была сильной и мощной державой, как прежде. Но даже утратив свое былое политическое значение, Венеция осталась в Италии последним центром гуманистических идеалов. В Венеции в эти годы работали такие замечательные живописцы, как Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто. В творчестве крупнейших художников второй половины XVI века сохраняется ренессансная основа. Правда, представления о гармонии мира и всемогуществе разума безвозвратно ушли в прошлое, и судьба человека уже не представлялась более безоблачной, однако в произведениях этих художников продолжает звучать тема героической личности, вступающей в борьбу со злом, сохраняется чувство реальности бытия. Творческие поиски этих художников и создание ими новых выразительных средств подготовили почву для искусства XVII столетия. К этому направлению принадлежат немногие, но зато крупнейшие мастера, большей частью старшего поколения, застигнутые кризисом в расцвете творчества, как Микеланджело и Тициан. В Венеции, занимающей особое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направление представлено и художниками младшего поколения — Веронезе, Тинторетто, Бассано. Ко второму направлению принадлежат очень разные мастера. Основной объединяющей их чертой является субъективное восприятие мира. Явный разлад прежних идеалов и действительности привел многих молодых художников к глубокому разочарованию и непризнанию реальности. Их отношение к наследию Ренессанса сложно. Многие из них были учениками великих мастеров Высокого Возрождения и считали себя их продолжателями, все они преклонялись перед Микеланджело, все они использовали весь арсенал созданных Ренессансом художественных средств. Но, используя эти средства, они руководствовались в своем творчестве некоей отвлеченной «идеей», подменяя живое общение с реальностью эффектной и виртуозной игрой форм. Поэтому их искусство чуждо самому существу ренессансной художественной культуры. Это направление, распространившееся во второй половине XVI века не только в Италии, но и во многих других европейских странах, получило в искусствоведческой литературе наименование «маньеризм».

Маньеризм получил в Италии второй половины XVI века повсеместное распространение, однако не везде он играл одинаковую роль. Занимая господствующее положение в художественной культуре Средней Италии и Ломбардии, маньеризм лишь отчасти проник в искусство Венеции, сохранившее до конца столетия ренессансные основы.

Вторая половина XVI века характеризуется также возникновением многочисленных художественных академий. Если первые итальянские академии представляли собой свободные кружки, объединявшие художников, которые стремились порвать с цеховой зависимостью и утвердить свое место в социальной структуре общества, то теперь они превращаются в род общественных учреждений, присваивающих себе право руководить художественной жизнью. Число академий в Италии XVI века очень велико. Наиболее известны из них возникшая в 1542 году витрувианская академия в Риме, основанная Вазари в 1560 году во Флоренции академия рисунка и Болонская академия братьев Карраччи, положившая начало новому этапу в развитии европейского искусства.