logo search
ИМАМ

4.Строительные каноны Шильпашастра и манасара.

Передаваемые из поколения в поколение навыки, секреты и правила строительного искусства постепенно были записаны в трактатах Шильпашастра и Манасара IV – V вв. н.э.). Представляют интерес канонизированные планы селений, представлявшие собою в плане симметричные фигуры: прямоугольник со скруглёнными углами, восьмиугольник, центрические многолепестковые фигуры, радиальные, трёхлучевые секторальные и другие. Все эти геометрические формы, безусловно, имели религиозно-космогонический и сакральный смысл, коренящийся в культуре древних ариев. Явно выражено стремление к рациональности и симметрии плана, к выявлению главных улиц, центра, площадей для храмов и рынков. Населению предписывалось расселяться в строгом соответствии с социальным положением (варной). Посёлки окружались наружной защитной стеной с воротами, верхняя часть которых имела вид опускаемой решётки. Эти ворота послужили прототипом каменных ворот "торана" в буддийских сооружениях. Город или поселение мыслился как единая система, иерархически построенный организм, по своей структуре отражающий понимание Вселенной, миропорядка. Надо сказать, что эти планировочные схемы в действительности охватили почти все развившиеся в дальнейшем в мировой архитектуре градостроительные идеи.