logo search
архитектоника объемных форм учебник данилова

Тема 2. Формообразование в проектированиии костюма

На каждом этапе развития культуры общество формировало свою архитектурную среду, предметный мир и костюм, как её часть, в соответствии с материально-техническими воз­можностями, социальными и эстетическими нормами. Всеми средствами утверждалась мате­риальная форма существования каждого данного общественного строя. Форма- вид, тип, устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, обусловленное определенным содер­жанием. Основные общественно-экономические стороны каждой формации имели принци­пиальную форму материального воплощения в конкретных проявлениях материальной куль­туры (архитектуре, предметах быта, различных видах искусства и т.д.). Формообразующие средства "отбирались", оказывались общими, подобными. Из истории известно немало при­меров того, как за вычурным декором и нарочитыми формами трудно разглядеть конструк­цию вещи. Особенно ярко это проявилось в произведениях декоративно-прикладного искус­ства во время господства стилей Барокко и Рококо. Дополнительное украшение изделия ве­дет к его удорожанию, а выпущенный в тираж декор - к снижению художественных качеств [Михайлов, 2003]. Поэтому решение архитектонических и эстетических задач в настоящее время ведется не за счет дополнительного декорирования формы, а за счет красоты конст­рукции формы, ее отдельных узлов и деталей.

Эпохи, когда общественное внимание было обращено на человека как личность, отлича­ются активным развитием формы предметов материального мира (Древняя Греция, Возрож­дение в Европе, отдельные периоды XIX в). Эти тенденции исторического развития нашли яркое отражение в формах костюма. В периоды общей гуманизации общества костюм, в ос­новном оболочковой системы, свободно взаимодействовал с фигурой человека, подчёркивал фигуру при движении человека, являл гармонию пластических свойств материалов для оде­жды и формы костюма, стал средством поэтизации образа человека. Появление кроеной одежды (средневековье) принесло в костюм необходимый комфорт и индивидуальную выра­зительность формы. В периоды ожесточения общественной жизни в костюме утверждались регламентированные формы, имевшие единый тип конструкции, основанный на несущих опорах - каркасной системе.

Понятие гармоничности в соотношении компонентов формы на каждом этапе развития культуры общества отличалось своеобразным содержанием, что определяло характер текто­ники организации форм среды и костюма как его части. Так, древнеегипетская культура вы­работала свои каноны гармонии. Они выражали основную мировоззренческую концепцию этой эпохи, провозглашавшей вечность незыблемого постоянства. Поэтому основой текто­ники форм[ архитектуры и других форм явилась статичность, преобладание метрических ви­дов ритма. Костюм, основанный на геометрической четкости форм, утверждая эти же текто­нические основы, диктовал манеру его поведения - сдержанность, ясность и определённость позы. При таком способе ношения костюма легко прочитывался его строй, принципом кото­рого являлось обёртывание и ниспадание. Плиссированная ткань не позволяла одежде слиш­ком свободно ниспадать.

В основе культуры Древней Греции лежало понятие о человеке, прекрасном духовно и физически; каноны гармонии построены на изучении пропорций фигуры человека, на про­порциях «золотого сечения».

На эстетику костюма в XX веке оказывали влияние стремительно изменяющиеся условия жизни человека, новые виды его занятий. В 20-е годы XX века фактически сформировалась и проявилась новая конструктивная концепция в искусстве, архитектуре, костюме и пластике XX века. Это период преклонения перед могуществом техники; она теперь - воплощение ра­зума и логики. Архитектура, изобразительное и прикладное искусство XX века восприняли все величие прошлого и на основе его достижений создали свои традиции. Это определенные вехи на пути развития современной архитектуры. Костюм в своем развитии следует этим же путем, отражая те же самые тенденции в пластике формы. В основе всех проектов XX века,

18

будь то здание, платье или бытовой предмет, заложена одна идея формы - идея динамиче­ского преодоления силы земного притяжения, тяжести предмета, статичности. В 20-е годы в костюме появляется новый принцип крепления одежды на плечевом поясе и свободное «взаимодействие» оболочки костюма с фигурой. Основной формой одежды становится ту­ника-рубашка, созданная из полотнищ прямоугольной формы, что соответствует тенденции и в архитектуре XX века, где геометризация, пластичность формы являются основой для конструкций. В костюм прочно вошли идеи космоса, периодически в моде появляется одеж­да, напоминающая скафандр. Большое влияние на бытовой костюм оказывает увлечение спортом.

Современная эволюция костюма неразрывно связана с модой - явлением, которое непо­средственно определяется общественно-политической жизнью, уровнем экономики, науки и культуры. Каждая мюда является зеркалом своего времени, отражая общественно-политическую жизнь, уровень и характер развития экономики, наиболее яркие события эпо­хи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психологию современного человека, его представления об эстетическом идеале. Формы костюма всегда видоизменяют­ся параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определенной историче­ской эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвет и угасание. Образное решение костюма, как и других предметов, создаваемых дизайнерами, в значи­тельной мере зависит от его стилевой направленности.

Понятие «костюм» характеризует существенную сторону материальной и духовной культуры человеческого общества. Истории костюма посвящены достаточно обширные и глубокие научно-исследовательские труды отечественных и зарубежных авторов, в которых приведены следующие аспекты понятия «костюм»: произведение творческой деятельности большого мастера, художника; средство утверждения социальных привилегий, исключи­тельности; одна из форм существования социально-классовой структуры общества. Сущест­вуют публикации, раскрывающие закономерности возникновения, развития и смены форм костюма [Мерцалова, 2001]. Наиболее полные системы- ансамбли костюма- отражают сложившиеся эстетические нормы, установившиеся понятия прекрасного в соотношении форм и материалов на уровне имеющихся технических возможностей. Форма воплощается в материале посредством определенных конструктивно-технологических возможностей; выяв­ление в форме логики взаимодействия материала и конструкции, технических достижений и эстетических предпочтений определяется тектоникой.

Рассмотрение костюма как объемно-пространственной структуры позволяет обнаружи­вать действие общих законов формообразования, по которым человек создает весь предмет­ный мир и костюм как его часть, объясняет стилевое единство предметов искусственной сре­ды ушедших эпох и позволяет найти стилевое единство в решении современной среды. Структура костюма отражает наиболее устойчивые, стабильные связи элементов костюма. Изменение мобильных связей происходит под воздействием внешних факторов и, в частно­сти, действия моды.

Формообразование- это род художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающий процесс создания формы в соответствии с общими ценностными установками. Это структурирование- членение и строительство единичных предметов, в процессе которого создаются функциональные, конструктивные, пространственно-пластические технологические структуры отдельного предмета.