logo
архитектоника объемных форм учебник данилова

Мода и архитектура

Архитектура (лат. architectura, гр. archi - главный и tektos - строить, возводить) - зодче­ство, искусство проектировать и строить. Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизнедеятельности, в соответствии с назначением, со­временными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формируя окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах: представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Веро­ятно поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка. Архитектор заботится о кра­соте, пользе и прочности создаваемых сооружений, иначе говоря - эстетические, конструк­тивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений, технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. В разные исторические периоды приме­нялись разнообразные строительные материалы и технологии, существенно влияющие на создание архитектурных конструкций. Современный уровень развития техники, использова-

9

ние железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют созда­вать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и т.п.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала: поль­за, прочность, красота. Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре, -композиция, тектоника, пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а так­же фактура и цвет поверхностей материалов, синтез искусств и др. Архитектурные сооруже­ния отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искус­ства. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строи­тельства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно орга­низованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств. Все­мирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Пари­же, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).

Архитектура и мода не только питаются одними и теми же идеями, они даже используют одинаковые профессиональные термины: фактура, орнамент, эскиз, размер, образ. Вопросы единого подхода в постановке творческой задачи и взаимосвязи проектной деятельности ар­хитекторов и дизайнеров одежды интересуют искусствоведов мира и постоянно рассматри­ваются на страницах различных изданий. Так, например, в статье «Строение тела» Alessandra Paudice/ Алессандра Паудиче (Vogue № 3, март 2002. С. 292-294) приведены слова Тома Форда: «И одежда, и здания - оболочка, в которой живет человек». Архитектура рассматри­вается как макрокосмос, жизненное пространство. Мода - микрокосмос, вторая кожа, кото­рую человек может выбрать себе сам. Архитектурное сооружение защищает человека от внешнего мира. Одежда помогает сохранить наш внутренний мир. Первым архитектуру с одеждой сравнил римский архитектор Витрувий, живший во времена императора Августа. В своем трактате «Об архитектуре» он писал: «От красоты обнаженного тела мы переходим к колоннам толщиной в одну восьмую их роста; там, где у человека ноги, - у колонны основа­ние. Капитель похожа на человеческую голову с кудрями, она украшена витиеватым орна­ментом, как венок из фруктов украшает прическу. Флюты, прочерчивающие тело колонны, похожи на ниспадающие складки ткани».

Диалог моды и архитектуры достиг своего расцвета в конце XIX - начале XX веков, во времена модерна, а затем ар-деко. Архитекторы того времени - Петер Беренс, Анри ван де Велде и Фрэнк Ллойд Райт - экспериментировали с дизайном женской одежды. Это была эпоха простых форм, лишенных декора зданий с открытыми планами и текучими простран­ствами. Этот стиль отразился в моде благодаря Полю Пуаре. Он освободил женщин от кор­сета, а позднее одел в брюки и ампирные платья, которые давали свободу движениям.

Одним из первых архитекторов в моде был Чарльз Джеймс (1906-1978), который ввел в моду стеганые атласные пальто - прототип современных дутых вещей. Ив Сен Лоран, Тьер-ри Мюглер и Аззедин Алайя признавались, что именно у него они учились архитектурному подходу к одежде. Архитектор по образованию, один из ключевых дизайнеров 60-х Пако Ра-банн известен своими экспериментами с нетипичными для моды материалами- бумагой, пластиком и металлом. Вместо ножниц, иголок и ниток он использовал плоскогубцы, от­вертки и молотки. Он больше строитель, чем портной. Тем не менее, все эти непластичные материалы, подобно тканям, повторяли линии тела. Выпускника Миланского политехниче­ского института Джанфранко Ферре часто сравнивают с выдающимся архитектором начала XX века Фрэнком Ллойдом Райтом. Он всегда славился своими точными объемами и совер­шенными формами, а его знаменитые сорочки кажутся не сшитыми, а смакетированными из хрустящей белой бумаги. Архитектурное прошлое иногда помогает создавать не монумен­тальную, а очень практичную и удобную одежду. Дизайнер югославского происхождения Зоран, одевавший Изабеллу Росселлини, своим доведенным до крайности минимализмом напоминает основоположника этого движения в архитектуре Джона Поусона. Он прячет от глаз даже такие необходимые детали, как пуговицы, швы и «молнии». В великих произведе­ниях портновского искусства торжественность архитектурного сооружения соседствует с

10

эфемерностью и легкостью моды, Увлечение архитекторов модой доведено до логического завершения, проектирование одежды становится основным делом их жизни, архитектурное образование позволяет специалистам возглавлять производство одежды и смело эксперимен­тировать с новыми материалами (Елена Серебрякова, г. Иркутск).

В наши дни союз моды и архитектуры окреп. Кэлвин Кляйн выбрал для создания своего бутика в Нью-Йорке известного минималиста Джона Поусона. Миучча Прада доверила свой нью-йоркский бутик Рему Колхасу. Ян Каплицки и Аманда Ливет из Future Systems сделали бутик Marni.

В 90-е годы XX века Ян Каплицки, который жил тогда в Праге, пытался заниматься ди­зайном одежды. Но лучшая «одежда», которую он создал, - обтекаемый металлический че­хол, украсивший новое здание универмага Selfridge's в Бирмингеме. «Мы столкнулись с той же проблемой, что и Пако Рабанн в 60-е, - считает Каплицки. - Мы должны были создать достаточно гибкое покрытие, ведь форма здания была довольно сложной. Нам пришлось со­ставить чехол из маленьких кусочков. Многие архитекторы боятся попасть под влияние мо­ды, но неосознанно впитывают ее. Мода слишком влиятельна. Она всегда в поиске новых форм и материалов. Это как раз то, чего не хватает традиционным архитектурным подхо­дам». Это отличный пример того, как опыт дизайнера одежды может быть переведен на ар­хитектурный язык. Здания Каплицки всегда узнаваемы по своим органическим архитектур­ным формам. Для него жилое пространство - это не геометрическая жесткость, а пластика тела человека со всеми его изгибами.

Н а рис. 2 гофрированные баски и шлейфы женских платьев в коллекции GFF своими из­вилистыми очертаниями походили на балконы Casa Battlo, знаменитого творения Антонио Гауди, текучие линии которых напоминают о мягких формах живой природы.

Вышивка на кринолинах из коллекции Yohji Yamamoto словно заимствована с фасада ре-нессанского собора (Флоренция, сер. XV века) (рис. 3). Йоджи Ямамото в коллекции весна-лето 2002 почти копирует легкий и праздничный рисунок фасада собора Санта-Мария Но­велла итальянского архитектора Леона Баггиста Альберти. Изящные детали в последней коллекции Gucci похожи на круглые окна, типичные для итальянского средневековья.

Многие образы и жесткая геометрия моды 60-х годов XX века перекликаются с извест­ными архитектурными сооружениями. Мини-платье, созданное Андре Куррэжем в 1968 го­ду, очень похоже на Villa Savoye в Пуаси, Франция (1928-1929) - одноэтажное здание на но­гах-сваях, построенное Ле Корбюзье. Отстроченные, геометрической формы карманы на мо­дели платья Куррежа, представленные на рис. 4, напоминают окна, а шляпы - крыши.

Архитектор и дизайнер костюма используют одни и те же формы, вдохновляют друг дру­га, обмениваются идеями. На рис. 5 можно сравнить техногенные формы в моде и архитек­туре. Совершенно неудивительно, что балаклава Пьера Кардена (1967) так похожа на терми­нал аэропорта Джона Кеннеди в Нью-Йорке, построенного в 1956-62 году американским ар­хитектором Эро Саариненом.

Аналогия в декоративно-пятновых членениях костюма и архитектурных сооружениях проявляется в меньшей степени. Примером может служить представленный на рис. 6 лос­кутный калейдоскоп на платье Christian Lacroix из коллекции осень-зима 2001-2002 гг. и фа­сад дома в Вене (1983-1986) архитектора Хундертвассера.

В коллекции Viktor & Rolf весна-лето 2002 г. многочисленные бантики и драпировки на­поминают о богатом и избыточном стиле рококо. На рис. 7 сопоставлены гигантская перфо­рация и своды пальмовой оранжереи в Лондонским ботаническом саду (1870-е годы), архи­текторы Десимау Бертон и Ричард Тернер.

Связь между одеждой и архитектурой имеет и более глубокие корни: и архитектура и костюм функционально определены человеком. Как и костюм, архитектурное сооружение служит средством прикрытия человека, его очага, семьи от действия непогоды. Принципы организации архитектурных масс, линий, формы, пропорциональности членений здания, проявление свойств материалов - не только тектонических, но и фактурных - являются не­посредственными носителями образного содержания, которые затем преломляются в линиях и членениях объемов костюма, его ритмическом построении, характере применения мате­риала. Так купол собора или крыша пагоды напоминает головной убор; линия арки - символ устойчивости проема или перекрытия, - может преломиться в линиях широкой поясной или плечевой одежды овальной или трапециевидной силуэтной формы. Между костюмом и ар­хитектурой существует стилевая связь, которая выражается в общности, единстве образного решения, похожести силуэта, принципиальной схеме внутренних членений.

14