logo
архитектоника объемных форм учебник данилова

Тема 3. Разработка объемно-пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности

В процессе творческой работы очень важно владеть всем необходимым арсеналом худо­жественных средств, что позволит выбрать именно те из них, которые наиболее точно соот­ветствуют замыслу, выгодно подчеркивают фактуру, объем, рельефность и усиливают тек­стуру бумаги. Бумага обладает конструктивными и пластическими свойствами, схожими со свойствами ткани. Решение задачи выхода из плоскости в пространство предполагает актив­ное включение в работу таких специальных понятий формальной композиции, как пластика, форма, объемно-пространственная структура, масса, динамика, целостность, конструкция, тектоника. Поэтому условием выполнения практического задания является ознакомление с общей теорией композиции и объективными закономерностями формообразования, овладе-

88

ние принципами композиционно-пластической организации трехмерного пространства на осно­ве взаимодействия различных видов пластики (геометрической, скульптурной и структурной) с учетом типов композиционного пространства (развитого и неразвитого в пространстве). Если главную роль в композиционной организации геометрической пластики играют средства гармо­низации размерных величин самих элементов и интервалов (масштабная, пропорциональная со­размерность, метроритмические отношения), то в скульптурной - принципы естественного са­моразвития пластического мотива, где понятие ритма трансформируется в чувственный образ интенсивности развития (быстро - медленно, напряженно - вяло, резко - плавно).

Р ис. 34. Разработка объемно-пространственной структуры. Примеры выполнения заданий по теме 3. Развертки поверхности

89

Рис. 35. Разработка объемно-пространственной структуры. Примеры выполнения заданий по теме 3. Развертки поверхности пластической формы

Принципы композиционно-пластической организации трехмерного пространства осно­ваны на взаимодействии различных видов пластики и типов композиционного пространства. Трансформация как принцип организации реализуется на нескольких уровнях. Первый уро­вень связан со взаимообратимостью плоскости и рельефа. Если бы не было этого условия, то рельеф можно было бы выполнить в технике папье-маше. Второй уровень принципа транс­формации связан с тем, что требуется построить именно комбинаторно-модульный рельеф, который образуется элементом, повторяющимся по вертикали и горизонтали, как бы цикли-

90

чески возвращаясь к самому себе. Третий уровень реализации формообразующих возможно­стей принципа трансформации связан с построением двух мотивов геометрической и скульп­турной пластики, требующих различных способов образной интерпретации. Для выполнения комбинаторно-модульного рельефа с пластически сложной поверхностью необходимо прак­тическое освоение принципов стилизации и использование принципов трансформации на ос­нове взаимодействия различных • видов пластики (трансформация плоскости в рельеф). Трансформация плоскости в замкнутый объем и рельеф выполняются на основе изучения композиционно-выразительных средств и принципов связи элементов композиции при ре­шении задач пластического формообразования. На рис. 34, 35 приведены примеры разверток поверхностей деталей костюма.

Задание. Сформировать структуру - монокомпозицию с выходом в пространство, пока­зать возможности формирования объема.

Цель работы. Решение композиции открытого пространства, закрепление теоретических знаний по выявлению композиционного центра; организация выхода отдельных или целых частей композиции в пространство.

Материалы и технические средства. 1 лист плотной бумаги (ватман Госзнак) размером 30x21 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль.

Основные приемы работы.

Выполнить графическую» разработку монокомпозиции (на листе бумаги формата А4) на выбранную образную тему. Техника исполнения - карандаш, тушь, перо, гелевая ручка и др. графические средства. Определить расположение плоских и рельефных элементов моноком­позиции.

Чистовой макет выполняется на листе бумаги формата A3. Лист и ОПС могут быть в од-нотоновом решении или в контрастном ахроматическом (черно-белом).