Словарь основных терминов
АРХИТЕКТОНИКА {от греч. - строительное искусство) - в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В узком смысле архитектоника - единство формы, конструкции и материала.
АРХИТЕКТУРНАЯ БИОНИКА- ветвь бионической науки, исследующая принципы формообразования гармонически сформированных функциональных структур
АСИММЕТРИЯ - противоположное СИММЕТРИИ понятие, снимающее условие равенства двух частей формы между собой.
АФФИННАЯ СИММЕТРИЯ- преобразования аффинной симметрии меняют пространственное положение исходной формы при условии однородных деформаций. Формы считаются неизменными относительно преобразований аффинной симметрии.
БИОМЕХАНИКА (от греч. bios - жизнь) изучает механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движении, дыхании и т.д.).
БИОНИКА (от греч. Ыоп - элемент, ячейка жизни) изучает особенности строения жизнедеятельности организмов для создания новых систем (приборов, механизмов) и совершенствования существующих.
ГАРМОНИЯ {от древнегреческого harmonia) - стройная согласованность частей одного целого.
ГИБКОСТЬ - способность материала изменять форму под действием изгибающей нагрузки.
ДРАПИРОВКА получается в результате преднамеренного образования складок путём связывания, сшивания, наколки, укладки и т.д., выполняемых с целью украшения.
ДРАПИРУЕМОСТЬ - способность материала образовывать мягкие округлые складки в подвешенном состоянии.
ЖЕСТКОСТЬ - способность материала сопротивляться изменению формы.
ИЗГИБ - деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приобретает криволинейные ось и поверхность.
КИНЕТИЗМ {от греч. kinetiko's - приводящий в движение)- вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Кинетизм стремится к синтезу искусств.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - адангардистское направление в современной пластике, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты. Основывается на создании эстетического эффекта с помощью движущихся, светящихся и звучащих установок. Зародилось в 1920-30-х гг. (Татлин В.Е., А. Колдер), оформилось в 60-х гг. (Н. Шеффер, X. Ле Парк).
КОМБИНАТОРИКА- это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке.
КОМПОЗИЦИЯ {от лат. compositio - соединение, связь) - средство раскрытия художественного содержания произведения; гармоническое соотношение частей формы; процесс проектирования и создания произведения.
КОНТРАСТ - резкое различие формы, размеров пластики, цвета, фактур
КОНСТРУКТИВИЗМ {от лат. constructio - построение) - художественное направление, появившееся в искусстве ряда европейских стран в начале XX в., основоположники которого провозглашали основой художественного образа не композицию, а конструкцию.
КРИВОЛИНЕЙНАЯ СИММЕТРИЯ - преобразования формы, полученные от исходной путем операции сдавливания, изгиба, слома и кручения.
КРУЧЕНИЕ - деформация обычной симметричной формы в правую или левую сторону. Форма приобретает новую пространственную ориентацию и соответствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины приложенного усилия.
95
МАССА - ассоциативно воспринимаемая величина формы.
МОДУЛЬ — это единица меры. В дизайне модуль - это величина, принимаемая за основу расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю.
МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета.
НЮАНС (от франц. nuance ~ оттенок, едва заметный переход) - незначительное различие характеристик с элементами подобия.
ОП-АРТ {англ. Op-art - сокращенный вариант Optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины XX века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
ОБОЛОЧКОВЫЕ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КОСТЮМА - повторяют тело человека и основываются на пластических свойствах материала, а также на особенностях кроя костюма.
ПЕРЕСТАНОВКИ - объекты, содержащие элементы, одинаковые по количественному и качественному составу, равному всей совокупности элементов, но различные по порядку и расположению этих элементов.
ПРОПОРЦИИ- соотношения композиционно связанных линейных и объемно-пространственных величин формы.
РАЗМЕЩЕНИЯ - объекты, одинаковые по численному составу, но различные по их качественному составу, порядку и чередованию.
РАСТЯЖЕНИЕ - изменение в геометрии формы, при котором одна плоскость сохраняет свое первоначальное положение (плоскость растяжения). Все другие параллельные ей плоскости перемещаются в направлении растяжения.
РИТМ {от греч. rhythmos) - чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой.
РИТМИЧЕСКИЙ РЯД (статический или метрический ритм) - это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Динамический ритмический ряд - это сложное проявление ритма при изменяющихся с определённой математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалов между ними.
СДАВЛИВАНИЕ - деформация, изменяющая симметричную форму в месте приложения деформирующего усилия. Изменяется пластика, масса сохраняется.
СДВИГ - преобразование формы, при котором остается неподвижной плоскость сдвига. Остальные параллельные ей плоскости перемещаются в самих себе по направлению сдвига. Сохранение объема при непременном изменении пластики. Величина сдвига пропорциональна расстоянию от плоскости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направление и величину сдвига, т.е. угол между направлением оси и нормалью к плоскости перемещения.
СЖАТИЕ - операция, противоположная растяжению. Величина сжатия пропорциональна расстоянию от плоскости сжатия.
СИММЕТРИЯ- равенство правой и левой частей формы относительно центральной осевой линии.
СИММЕТРИЯ ПОДОБИЯ- частный вид аффинной группы. Операция К- перенос всех подобных частей формы в параллельное положение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в п раз. Операция L - слагается из последовательно произведенных поворотов вокруг оси на некоторый угол и операции К.
СКЛАДКА — это изгиб поверхности ткани, возникающий вследствие её непреднамеренного сжатия.
СЛОМ- деформация исходной симметричной фигуры, которая приводит к слому ее осей и поверхностей.
96
СОЧЕТАНИЯ - объекты, одинаковые по численному, но различные по качественному составу элементов и не зависящие от их порядка, чередования.
СТРУКТУРА - отражение наиболее существенных связей элементов данной системы.
ТЕКТОНИКА КОСТЮМА - художественное выражение в форме работы материала и конструкции.
ТРАНСФОРМАЦИЯ (от лат. transformatio - превращение) - метод изменения формы, определяющийся динамикой, движением превращения или небольшого изменения формы.
ФОРМАЛЬНАЯ КОМБИНАТОРИКА - всевозможные операции но изменению морфологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.). К числу таких операций относятся: перестановки (размещение) частей или элементов целого; образование сочетаний элементов и их качеств; изменение количества элементов, образующих целое; изменение элементной базы (объемных и геометрических деталей); изменение материала, фактуры и цвета.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ- структурирование (членение и строительство) единичных предметов и создание функциональных, конструктивных, пространственно-пластических, технологических структур.
ФОРМОВОЧНАЯ способность текстильного материала - его способность образовывать сложную пространственную форму деталей одежды, закреплять и устойчиво сохранять ее в процессе эксплуатации изделия.
97
- Введение
- Тема 1. Общие сведения об архитектонике Основные термины и понятия архитектоники
- Архитектоника в системе искусств
- Мода и архитектура
- Тектоника материалов для одежды
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Формообразование в проектированиии костюма
- Тектонические системы костюма
- Формообразование драпировок
- Средства формообразования костюма
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Гармонизация объемно-пространственных структур Основные виды и категории композиции
- Модульный метод проектирования
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Симметрия и асимметрия
- Классическая симметрия
- Аффинная симметрия
- Криволинейная симметрия
- Тема 5. Комбинаторные методы формообразования Комбинаторные принципы формальной композиции
- Контрольные вопросы
- Тема 6 биологическое формообразование в архитектуре и инженерии Формообразование в живой природе
- Биоформы в художественном конструировании
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Кинетизм как процесс изменения формы Истоки возникновения кинетического искусства
- Кинетизм и кинетическое искусство
- Биокинематика
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Архитектоника плоского листа. Преобразование плоскости в рельеф
- Тема 2. Разработка комбинаторно-модульного рельефа
- Тема 3. Разработка объемно-пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 5. Разработка плоскостной монокомпозиции с использованием тектонических свойств различных текстильных и природных материалов
- Тема 6. Технологическая культура объемного формообразования
- Словарь основных терминов
- Список использованной литературы
- Оглавление
- 690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41
- 690600, Владивосток, ул. Державина, 57