logo
архитектоника объемных форм учебник данилова

Тема 4. Композиционное решение драпировок

В работе над драпировками заметно проявляется последовательная постановка простых, узких, коротких, понятных задач на пути к решению более сложных и трудных. Невозможно создать многоплановую объемно-пространственную композицию, не понимая отдельных ее составляющих. В понятии скульптурной пластики драпировок подразумеваются монолит­ность, слитность, органичность, непрерывность развития и движения, когда один элемент плавно переходит, перевоплощается в другой. Это мир форм со сложной кривизной формо­образующих поверхностей, находящихся в состоянии непрерывной зрительной текучести в нескольких направлениях одновременно. При выполнении задания необходимо хорошо чув­ствовать и знать формообразование складок в одежде и в дополнениях к костюму. Наколка драпировки на манекен рассматривается как объёмно-пространственная композиция с трех позиций: сзади, сбоку, спереди. Расположение ткани под углом 45° (нити основы по отноше­нию к горизонтали) всегда дает пластическое полное облегание формы. Расположение ткани по основе или утку дает неполное облегание: форма достигается закладыванием в опреде­ленном порядке складок. Однако практически ткань можно укладывать на манекен в любом направлении. При этом направление основных и уточных нитей ткани не имеет такого ре­шающего значения, как при образовании облегающей формы. Главную роль здесь играет по­иск лучшего расположения пластических масс ткани, что ведет к художественной вырази­тельности, гармонии построения формы одежды.

Ритмы драпировок и складок могут быть разного вида: трубчатые, каскадные, лучевые, радиальные, спиральные, встречной направленности. На ритмическом повторе различных элементов строится формообразование в современном костюме: складки, фалды, воланы, сборки, ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппортные ткани, отделка кантом, защипа­ми, буфами, оборками, ритмические повторы слоев ткани и т.д.

91

Задания. Выполнение драпировок на плоскости и на манекенах. Зарисовка драпировок и складок.

Варианты композиционного решения драпировок:

  1. драпировка, свисающая с одной точки опоры;

  2. драпировка, свисающая с двух точек опоры, расположенных на одной высоте;

  3. драпировка, спадающая с основной и подчиненной точек опоры;

  4. драпировка, свисающая с трех точек опоры, расположенных на одной высоте;

  5. образование складок на ткани, брошенной на поверхность шарообразной формы.

Цель работы. Изучение пластических и декоративных возможностей материала; выявле­ние конструктивных качеств в материале; развитие пространственного мышления; закрепле­ние теоретических знаний по формообразованию складок, сборок и драпировок; создание различных видов драпировок.

Материалы и технические средства.

Ткани и материалы из хлопка (бязь, муслин и др.), нетканые материалы (флизелин), пленки, бумага мягких сортов, искусственная кожа, трикотажные полотна и др.

Планшет размером 40x60 см, обтянутый бортовкой, двуниткой или мешковиной, нужен для размещения композиции на вертикальной и горизонтальной плоскостях. Булавки порт­новские или клеевой пистолет со стержнями. Для работы можно использовать готовые шну­ры, кулиски, резинки.

Трехмерная модель (манекен внутренней формы).

Основные приемы работы.

Выполнение поисковых макетов с заданными конструктивными ограничениями: формо­образование драпировки от простой геометрической формы (круг, эллипс, квадрат и т.п.); расположение складок по косой, по основе, по утку. Комбинирование технологических и конструктивных средств формообразования. На трехмерной модели (манекен) разработать возможные варианты трансформации и модификации формы текстильных материалов.