logo
архитектоника объемных форм учебник данилова

Тема 2. Разработка комбинаторно-модульного рельефа

В продолжение всего курса обучения последовательно усложняются и способы формо­образования объема. Сначала это плоские предметы, в которых определяются габариты, пропорции, развивается глазомер, затем комбинаторно-модульные рельефы, из которых со­ставляется целостная композиция. В основе геометрической пластики лежит точный и стро­гий геометризм построений, обеспечивающий достижение композиционной гармонии и не­обходимой степени художественно-образной выразительности, требуемой для создания эсте­тически совершенного произведения.

Проектируемые из бумаги структуры пустотелы и представляют собой оболочку созда­ваемого объекта. Формы конструируются сразу с некоторыми уточнениями в развертках де­талей и последующим добавлением необходимых элементов. Работа над созданием совокуп­ности геометрических фигур является достаточно сложной, поскольку каждый ее элемент (модуль) обладает завершенностью, автономностью и абсолютно безразличен к соседствую­щим элементам. Используя прием надреза или сгиба в качестве технологии формообразова­ния, можно выполнить композиции в виде комбинаторно-модульного рельефа.

Композиционное решение комбинаторно-модульного рельефа может быть замкнутое и незамкнутое или разомкнутое, ограниченное и неограниченное. На рис. 33 приведен пример формообразования модульных систем.

86

Задание. Выполнение гармоничной комбинаторно-модульной композиции с использова­нием различных пропорциональных членений и двухтонового цветового решения.

Цель работы. Исследование характера поверхностей и их тектонических свойств; поиск пространственного решения модульного элемента; формирование начального представления об объемно-пространственной композиции; изучение возможности композиционного реше­ния поверхности листа бумаги с помощью ограниченного количества плоских элементов; закрепление теоретических знаний по композиции комбинаторно-модульных систем и сред­ствам гармонизации объемно-пространственных форм; приобретение практических навыков работы с плоским листом бумаги и создание модуля для единой рельефной композиции; раз­витие пространственного мышления

Материалы и технические средства. 6 листов плотной бумаги (ватман Госзнак) разме­ром 10x10 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль. Композиция располагается на листе однотонной бумаги пастельных тонов формата A3.

Основные приемы работы.

Используя базовые формы, приемы, схемы, фактуры, применяемые в бумагопластике, создать объемно-пространственные композиции-модули, являющиеся оболочковыми фор­мами. При выполнении модулей необходимо использование следующих технологических приемов обработки поверхности: «тиснение», «перфорация», «помятость», «китайская бума­га» и др. Чередование нейтральных и фактурных участков модулей создает более вырази­тельную композицию.

1) Из 4-6 - модулей (квадратов) размером 10x10 см, выполненных из бумаги основного или другого цветового тона, сформировать рельеф посредством криволинейных или прямо­ линейных надрезов. Допускается симметричное и асимметричное расположение членений, надрезов на модуле. Заданная поверхность может иметь сложную или более простую форму линий надрезов. Применяемые членения поверхности листа могут быть:

по пластическому выражению - выступающими и/или заглубленными (рельеф и контр­рельеф);

по направлению - горизонтальными, вертикальными и наклонными; по формированию объема - прямолинейными или криволинейными.

2) Готовые модули, имеющие одинаковый рельеф, компонуются в единую композицию на листе бумаги формата A3, причем возможно различное расположение модулей по отношению друг к другу - по принципу зеркальной, поворотной, переносной симметрии. Используя приемы нахождения различных комбинаторных соединений модуля, построить целостную композицию. Модули должны располагаться только параллельно краю листа. Объемная композиция распола­ гается в верхней правой части листа. Модули фиксируются клеем с наименьшими зазорами ме­ жду углами. В верхней левой части должна быть представлена схема одного модуля (масштаб 1:1) с расположенными на нем всеми линиями членений. Видимые надрезы обозначаются сплошными линиями, невидимые (с изнаночной стороны) - пунктирными.