logo
архитектоника объемных форм учебник данилова

Тектоника материалов для одежды

Тектоника любого объекта материального мира, в том числе костюма, в значительной степени определяется структурой и свойствами материалов. Визуальное восприятие мате­риала и возможности создания из него объемно-пространственной формы зависят, прежде всего, от его структуры. Именно за счет направленного изменения структуры материала воз­можно создание определенных заданных форм в костюме, например драпировок, фалд, вы­пуклостей на отдельных участках деталей изделия и т.п.

В структуре материалов, применяемых при изготовлении одежды, можно выделить сле­дующие тектонические системы: монолитная, решетчатая, каркасная, оболочковая. Структу­ра большинства текстильных материалов, то есть материалов, получаемых в условиях тек­стильного производства (прядения, ткачества, вязания и т.п.), представляет собой решетча­тую тектоническую систему. К таким материалам относятся прежде всего ткани, трикотаж­ные полотна и вязанотканые материалы. Ткань представляет собой систему взаимно перпен­дикулярных нитей, которые, переплетаясь между собой в процессе ткачества, образуют гото­вое полотно, пригодное для изготовления одежды. Таким образом, элементами структуры ткани являются нити основы (продольные нити) и нити утка (поперечные нити), а порядок их переплетения определяет эту структуру. На рисунке 8 (а) представлены структурные схе­мы тканей полотняного и саржевых переплетений. Решетчатая тектоническая система для ткани является по сути сеткой с прямоугольной ячейкой и относительно подвижными эле­ментами, образующими грани ячейки. За счет подвижности своей сетчатой структуры, то есть изменения угла ячейки (прямой сетевой угол может трансформироваться в острый или тупой в зависимости от направления приложения деформирующего усилия), относительно плоскостная структура ткани может преобразоваться в определенную объемно-пространственную структуру. Степень такой трансформации зависит от различных факто­ров: волокнистого состава и вида переплетения ткани, ее плотности, направления приложе­ния деформирующего усилия. Одним из основных средств достижения проектируемой фор­мы изделия из ткани является ее деформирование в направлении, совпадающем с диагона­лью прямоугольной ячейки, так как при этом происходит максимальная трансформация формы ячейки в ромбовидную, и ткань проявляет наилучшие пластические свойства.

Трикотаж относится к текстильным материалам, имеющим решетчатую тектоническую структуру, образованную системой горизонтальных и вертикальных рядов петель, то есть его основным структурным элементом является петля. На рис. 8 (б) приведены структурные схемы поперечновязаного и основовязаного трикотажа. Образуемые петлями трикотажа ря­ды (горизонтальный ряд петель) и столбики (вертикальный ряд петель) располагаются по от­ношению друг к другу под углом, близким к 90°. Связи между элементами структуры в три­котаже значительно слабее, чем в ткани, в связи с чем его структура намного более подвиж­на. Это определяет высокие пластические свойства трикотажа и возможность его значитель­ного деформирования в различных направлениях, что позволяет не только получать сложные объёмно-пространственные формы типа драпировок, фалд и т.п., но и обеспечить кинетиче­скую трансформацию формы при достаточно простом конструктивном решении изделия.

Вязанотканые материалы сочетают в себе решетчатую тектоническую структуру ткани и трикотажа., то есть образуются чередованием сетчатых и петельчатых участков. Структурная схема вязанотканого полотна представлена на рис. 8 (в). Тканые сетчатые области обеспечи­вают определенную стабильность формы, характерную для ткани, а участки трикотажных петель делают ее достаточно подвижной. Такое строение вязанотканых материалов позволя­ет использовать средства объемного формообразования, характерные как для ткани, так и для трикотажа.

Нетканые материалы (нитепрошивные, тканепрошивные, иглопробивные, полученные методом электрофлокироваиия и др.) по способу их получения в большинстве своем отно­сятся к каркасным тектоническим системам. Наличие в структуре относительно устойчивых к деформациям базовых структурных элементов (системы нитей, готовой ткани и т.п.) в зна-

15

чительной степени снижает пластические свойства этих материалов, но при этом обеспечи­вает возможность их использования в качестве основы для организации формы и придания ей объемности. Так, например, для усиления выразительности и декоративности поверхности стеганых изделий основной материал соединяется с объемным нетканым материалом.

Примером оболочковых тектонических систем материалов для одежды могут служить искусственные кожи, материалы с пленочным покрытием и т.п., в структуре которых поли­мерные материалы, наносимые на основу, выполняют функцию оболочки с заданными свой­ствами, например водозащитными, ветростойкими, светоотражающими, сигнальными и др. Объемное формообразование из таких материалов за счет изменения их структуры практиче­ски невозможно, так как положение элементов системы является достаточно стабильным, и необходимые воздействия на материал могут привести к частичному или полному разруше­нию как оболочки, так и материала в целом.

Р ис. 8. Решетчатые тектонические материалах: а - ткань; б - трикотаж; в - вязанотканое полотно

К монолитным тектоническим системам в наибольшей степени относятся структуры та­ких материалов для одежды, как фурнитура (пуговицы, пряжки, кнопки, стразы, пайетки и др.) и элементы каркасных систем костюма. В настоящее время создание фурнитуры задан­ной формы из-за монолитности структуры исходного материала требует специальной техно­логической обработки, связанной с приложением значительных механических усилий или переводом вещества в иное агрегатное состояние. Благодаря разнообразию исходных мате-

риалов доя производства фурнитуры возможнё применение различных современных техно­логий получения формы таких элементов костюма.

Закономерности в строении материалов для одежды, их структура влияют не только на возможность создания той или иной объемно-пространственной формы в костюме, но и слу­жат средством ее выявления. В зависимости от структуры, например от переплетения, вида применяемых нитей, колористического оформления, плотности и т.п., материал может вос­приниматься как современный или морально устаревший, подчеркивать форму и объем из­делия или скрывать их. Таким образом, знание особенностей и использование тектоники ма­териалов для одежды позволяют грамотно осуществлять проектную деятельность и созда­вать гармоничное трехмерное решение костюма.