Аффинная симметрия
Геометрические преобразования аффинных групп симметрии отноаггся к группе гомологии. Гомологически равными считаются формы криволинейно симметричные, преобразуемые друг в друга однородными деформациями. Оси гомологии в отличие от осей симметрии представляют собой оси косых поворотов вокруг прямой, сложных пространственных изгибов и кручений. Все эти преобразования рассматриваются как отдельные группы симметрии, имеющие свои законы движений. В аффинной симметрии происходят преобразования, заключающиеся в изменении пространственного расположения исходной формы с одновременными однородными деформациями формы. Аффинная симметрия проявляется в трех видах: растяжение, сжатие и сдвиг. Формы считаются неизменными относительно преобразований аффинной симметрии. Растяжение - это такое изменение в геометрии формы, при котором сохраняется неизменным положение одной плоскости, называемой плоскостью растяжения, а все другие параллельные ей плоскости перемещаются в направлении растяжения. Сжатие - операция, противоположная растяжению. Величина сжатия пропорциональна расстоянию от плоскости сжатия. При сжатии форма уменьшается в заданном направлении. Под сдвигом понимается такое изменение формы, при котором остается неподвижной так называемая плоскость сдвига, она становится плоскостью основания для сдвигаемой формы, остальные параллельные ей плоскости перемещаются в самих себе по направлению сдвига. При этом вертикальная ось формы принимает наклонное положение, в результате чего происходит изменение пластики формы с сохранением ее объема. Величина сдвига пропорциональна расстоянию от плоскости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направление и величину сдвига, то есть угол между направлением оси и нормалью к плоскости перемещения.
Преобразования симметрии подобия являются частным видом аффинной группы. Подобно равными считаются все фигуры одной и той же формы. Симметрия подобия проявляется в двух видах: параллельном и спиральном движениях. Симметрия параллельного движения заключается в переносе всех подобных частей формы в параллельное положение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в п раз. Такой вид симметрии подобия называется «операция К». Прямые, проходящие через соответствующие точки, сходятся в определенной точке, которая называется «особенной». Уменьшающиеся формы исчезают в особенной точке, увеличивающиеся уходят в бесконечность. По этому принципу сделаны матрешки, собирающиеся одна в другую. Принцип симметрии параллельного движения наблюдается в природе: образование конической формы деревьев, пирамидальной формы кристаллов и т.д.
Симметрия подобия спирального движения заключается в последовательном повороте форм относительно оси поворота на определенный угол с одновременным увеличением или уменьшением масштаба. Этот вид симметрии подобия называется «операция L», которая слагается из последовательно произведенных поворотов вокруг оси подобия, обозначаемой символом L, на некоторый угол и операции К. Соответственные части развивающихся таким образом форм должны лежать на логарифмической спирали. При этом угол поворота может иметь любую долю полного оборота. Симметрия подобия спирального движения, или винтовая симметрия, наблюдается во многих формах живой и неживой природы, например моллюски со спиральными раковинами. Винтовая симметрия присуща растущим формам как живой, так и неживой природы, она наблюдается в расположении листьев у растений. Винтовая симметрия обеспечивает динамику объема или пространства вдоль своей оси.
45
- Введение
- Тема 1. Общие сведения об архитектонике Основные термины и понятия архитектоники
- Архитектоника в системе искусств
- Мода и архитектура
- Тектоника материалов для одежды
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Формообразование в проектированиии костюма
- Тектонические системы костюма
- Формообразование драпировок
- Средства формообразования костюма
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Гармонизация объемно-пространственных структур Основные виды и категории композиции
- Модульный метод проектирования
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Симметрия и асимметрия
- Классическая симметрия
- Аффинная симметрия
- Криволинейная симметрия
- Тема 5. Комбинаторные методы формообразования Комбинаторные принципы формальной композиции
- Контрольные вопросы
- Тема 6 биологическое формообразование в архитектуре и инженерии Формообразование в живой природе
- Биоформы в художественном конструировании
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Кинетизм как процесс изменения формы Истоки возникновения кинетического искусства
- Кинетизм и кинетическое искусство
- Биокинематика
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Архитектоника плоского листа. Преобразование плоскости в рельеф
- Тема 2. Разработка комбинаторно-модульного рельефа
- Тема 3. Разработка объемно-пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 5. Разработка плоскостной монокомпозиции с использованием тектонических свойств различных текстильных и природных материалов
- Тема 6. Технологическая культура объемного формообразования
- Словарь основных терминов
- Список использованной литературы
- Оглавление
- 690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41
- 690600, Владивосток, ул. Державина, 57