logo
архитектоника объемных форм учебник данилова

Тема 4. Композиционное решение драпировок

В работе над драпировками заметно проявляется последовательная постановка простых, узких, коротких, понятных задач на пути к решению более сложных и трудных. Невозможно создать многоплановую объемно-пространственную композицию, не понимая отдельных ее составляющих. В понятии скульптурной пластики драпировок подразумеваются монолит­ность, слитность, органичность, непрерывность развития и движения, когда один элемент плавно переходит, перевоплощается в другой. Это мир форм со сложной кривизной формо­образующих поверхностей, находящихся в состоянии непрерывной зрительной текучести в нескольких направлениях одновременно. При выполнении задания необходимо хорошо чув­ствовать и знать формообразование складок в одежде и в дополнениях к костюму. Наколка драпировки на манекен рассматривается как объёмно-пространственная композиция с трех позиций: сзади, сбоку, спереди. Расположение ткани под углом 45° (нити основы по отноше­нию к горизонтали) всегда дает пластическое полное облегание формы. Расположение ткани по основе или утку дает неполное облегание: форма достигается закладыванием в опреде­ленном порядке складок. Однако практически ткань можно укладывать на манекен в любом направлении. При этом направление основных и уточных нитей ткани не имеет такого ре­шающего значения, как при образовании облегающей формы. Главную роль здесь играет по­иск лучшего расположения пластических масс ткани, что ведет к художественной вырази­тельности, гармонии построения формы одежды.

Ритмы драпировок и складок могут быть разного вида: трубчатые, каскадные, лучевые, радиальные, спиральные, встречной направленности. На ритмическом повторе различных элементов строится формообразование в современном костюме: складки, фалды, воланы, сборки, ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппортные ткани, отделка кантом, защипа­ми, буфами, оборками, ритмические повторы слоев ткани и т.д.

91

чески возвращаясь к самому себе. Третий уровень реализации формообразующих возможно­стей принципа трансформации связан с построением двух мотивов геометрической и скульп­турной пластики, требующих различных способов образной интерпретации. Для выполнения комбинаторно-модульного рельефа с пластически сложной поверхностью необходимо прак­тическое освоение принципов стилизации и использование принципов трансформации на ос­нове взаимодействия различных • видов пластики (трансформация плоскости в рельеф). Трансформация плоскости в замкнутый объем и рельеф выполняются на основе изучения композиционно-выразительных средств и принципов связи элементов композиции при ре­шении задач пластического формообразования. На рис. 34, 35 приведены примеры разверток поверхностей деталей костюма.

Задание. Сформировать структуру - монокомпозицию с выходом в пространство, пока­зать возможности формирования объема.

Цель работы. Решение композиции открытого пространства, закрепление теоретических знаний по выявлению композиционного центра; организация выхода отдельных или целых частей композиции в пространство.

Материалы и технические средства. 1 лист плотной бумаги (ватман Госзнак) размером 30x21 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль.

Основные приемы работы.

Выполнить графическую разработку монокомпозиции (на листе бумаги формата А4) на выбранную образную тему. Техника исполнения - карандаш, тушь, перо, гелевая ручка и др. графические средства. Определить расположение плоских и рельефных элементов моноком­позиции.

Чистовой макет выполняется на листе бумаги формата A3. Лист и ОПС могут быть в од-нотоновом решении или в контрастном ахроматическом (черно-белом).