logo
архитектоника объемных форм учебник данилова

Криволинейная симметрия

В криволинейной симметрии рассматриваются формы, полученные от исходной верти­кальной путем операции сдавливания, изгиба, слома и кручения. В результате преобразова­ния криволинейной симметрии оси и плоскости исходной формы превращаются в кривые линии и поверхности. Криволинейная симметрия свойственна биологическим формам.

Сдавливанием называется деформация, изменяющая симметричную форму в месте при­ложения деформирующего усилия, в результате форма сохраняет массу, но существенно ме­няет пластику.

Изгиб - это деформация исходной симметричной формы, в результате которой она при­обретает криволинейные ось и поверхность. Изгиб формы может быть произведен в одном или нескольких направлениях. В зависимости от степени изгиба оси соответственно меняет­ся силуэтная пластика форм,, Пластические изгибы подразделяются на простые и сложные. В формах с простым пластическим изгибом вертикальной оси формы задано простое правое или левое движение, а в формах со сложным изгибом задано сложное правое или левое дви­жение вертикальной оси. И в том и в другом случае изгиб характеризует форму в двух плос­костях: фронтальной и сагиттальной. Аналогами простых право-левых изгибов являются формы многих кристаллов, строение живых организмов в их историческом развитии.

Слом формы может быть получен при условии «слома» вертикальной оси в одном или нескольких направлениях. В результате форма расчленяется на составляющие, которые рас­полагаются на одной или нескольких осях, находящихся под углом друг к другу. Для по­строения геометрических моделей симметрии этого типа задают характерные направления вертикальной оси, относительно которой располагаются объемы формы. Дробная пластика измельченных силуэтов есть функция преобразований операции слома. Примерами слома являются формы живой природы.

Кручение формы может быть получено при сложном движении фигуры вокруг своей оси, деформирующем форму. Обычная симметричная форма в этом случае деформируется в правую или левую стороны. В результате форма приобретает новую пространственную ори­ентацию и соответствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины прило­женного усилия.

Симметрия и асимметрия в организации формы костюма

Композиционная целостность формы костюма предусматривает равновесие, то есть та­кое состояние формы, при котором все ее элементы и части сбалансированы между собой. Достижение равновесия в композиции в значительной мере обуславливается равновесным состоянием фигуры, которая по своей природе устойчива. Одним из основных условий рав­новесия фигуры является ее симметричность. Симметрия является одним из важнейших средств достижения единства и художественной выразительности композиции в костюме как оболочке симметричной формы фигуры человека. Симметрия костюма в его композиции оп­ределяется природной симметрией и функциональностью фигуры. В композиции костюма симметрия играет ведущую роль, она влияет на определение размеров и массы формы, рас­пределение членений и деталей одежды. Следовательно, в композиции костюма человече­ская фигура является фактором, предельно обуславливающим симметрию костюма, ибо ее симметрия - это симметрия ярусной сложности, убывающей или возрастающей кверху или книзу. Например, существует симметрия головы, лица, симметрия плечевого пояса и рук, симметрия грудной клетки, бедер, ног. В костюме, где форма задается фигурой человека и в какой-то степени является его оболочкой, элементы симметрии необходимо рассматривать в системе «фигура - форма костюма». В этом случае структура костюма имеет ось, проходящую в области позвоночника человека. Это вертикальная ось симметрии как фигуры человека, так и костюма, на нее надетого. Плоскость симметрии проходит по центру фронтального силуэта и разделяет его на две морфологически равные части. Каждый из этих ярусов, обладая своей собственной зеркальной симметрией форм, обуславливает зеркальную симметрию форм

46

одежды. Совмещение форм друг с другом происходит при условии отра1жения от некоторой условной плоскости. В этом случае формы остаются прежними, но левая и правая часть формы как бы меняются местами. На рис. 14 представлен пример симметрии классической зеркальной симметрии, или симметрии отражения.

В костюме симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно появляющихся свойств ком­позиции, определяющее состояние формы, это и средство, с помощью которого организуется форма, и, наконец, это наиболее активная закономерность композиции. Форма костюма рас­сматривается как процесс пространственного перемещения элементов в заданном направле­нии, как свойство определенных законов движения. В процессе такого движения элементы формы располагаются как в отношениях равенства, тождества, так и в отношениях различия. Тождественное расположение элементов относится к симметричным преобразованиям, асимметричная организация характерна для элементов формы, расположенных в отношениях различия. Под симметрией в костюме понимается равенство правой и левой частей формы относительно центральной вертикали, разделяющей фигуру человека на две равные части. Асимметрия как понятие, противоположное симметрии, снимает условие равенства двух частей между собой. Преобладание симметрии или асимметрии в решении костюма связано с его назначением. В повседневной верхней одежде наиболее часто встречается симметрич­ное расположение деталей и частей формы. В нарядной одежде асимметрия дает более дина­мичные, выразительные в художественном отношении формы. Сочетание симметричных и асимметричных форм в одном костюме повышает динамику асимметрии. Симметричными являются тождественные элементы фигуры, одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости. Наряду с основной осью симметрии в костюме возможны дополнительные оси, которые характеризуют расположение отдельных элементов [Основы теории проектирования костюма, 1988].

В структуре костюма преобразование переноса наблюдается в геометрически одинако­вых формах разных периодов моды. Перенос - операция, наиболее характерная для орнамен­та. В структуре костюма это преобразование наблюдается в геометрически одинаковых фор­мах разных периодов моды.

В проектировании одежды принцип симметрии параллельного движения можно исполь­зовать на стадии эскизных поисков как принцип объединения различных изделий в сложные системы комплекта, ансамбля, коллекции. Поворотное равенство удовлетворяет условию по­ворота исходной фигуры как вокруг оси симметрии, так и в плоскости симметрии. Поворот­ная симметрия в костюме рассматривается относительно пространства и плоскости. Поворот в пространстве совершается вокруг вертикальной оси и характеризует идеально геометризи-рованные формы костюма. Поворот в плоскости можно наблюдать в изображениях модного костюма, которые показывают пластические возможности силуэтов, их динамику, повышают

47

эмоциональное восприятие костюма. В костюме винтовая симметрия проявляется в распре­делении драпировки платья, ремешков обуви, в характере причесок.

Для устоявшихся, спокойных периодов в развитии костюма наиболее характерно приме­нение групп симметрии классической и подобия, а в периоды смены форм появляются эле­менты группы аффинной симметрии. В костюме преобразование аффинной симметрии -сжатие - идентично укорочению частей одежды - лифа или юбки. Если за плоскость сжатия в лифе принять, например, уровень плечевого пояса, а за исходный эталон - длину до уровня талии и задать форме движение снизу вверх, то вновь получаемые формы до уровня груди будут являться функцией преобразования сжатия. Предельными уровнями сжатия здесь бу­дут уровни груди и плечевого пояса. Преобразованию сдвига могут подвергаться в костюме все формы. Для получения новой геометрической формы костюма намечают плоскость сдви­га, величину и направление сдвига. За плоскость сдвига в лифе принимают плоскость, про­ходящую по линии талии, а в юбке - плоскость, на которой стоит фигура. Величина сдвига зависит от назначения одежды. В нарядных формах она максимальная, в повседневных зна­чительно меньше. Геометрическое изображение этого преобразования показывает, что при определенных значениях угла сдвига можно получать очень динамичные силуэты и формы, особенно нарядных платьев.

Криволинейная симметрия в костюме возникает в периоды его развития, известные сво­ей искусственностью (каркасные конструкции, деформация пропорций фигуры человека), напряженностью, когда спокойных средств оказывается недостаточно для выражения со­стояний. Для геометрических моделей преобразования сдавливания служат исторические прототипы двух форм. Первая форма - это форма одежды на фигуре с так называемой оси­ной талией, которая достигалась деформацией тела корсетом. Вторая - это формы одежды на фигуры, уплощенные в профиль, которые были модны в 1920-х и 1960-х годах.

Преобразование изгиба объединяет все формы костюма в периоды лордических типов модной осанки фигуры. В истории костюма эти типы объединяют символом латинской бук­вы S. Крайними проявлениями изгиба в форме костюма в истории моды были костюмы эпохи готики, стиля модерн. Наиболее типичным примером криволинейной симметрии яв­ляется геометрия форм костюмов 1900-10-х годов стиля модерн, с изгибом фигуры в облас­ти талии, с одновременным поворотом грудной клетки и головы в сторону опущенного пле­ча. Этот эффект усиливался расположением шарфов, шлейфом, дополнениями, цветовыми аспектами. Живописные формы одежды этих периодов являются право-левым пределом возможного пластического изгиба фигуры в костюме. В настоящее время эффект пластиче­ского сагиттального изгиба достигается не только движением фигуры, но и формообразова­нием, кроем, расположением дополнений.

48

Преобразования слома присущи формам, расчлененным на составляющие и располагаю­щиеся на одной или нескольких осях, а также соответствующей пластике силуэтов, заданной сложными движениями фигуры. Слом в костюме проявляется как раздробленность формы вола­нами, сборками, разрушающими монолитность формы, что можно увидеть на рис. 16, или резкое изменение силуэтной формы. Дробная пластика измельченных силуэтов наиболее характерна для преобразований слома криволинейной симметрии. Исторически такие формы бытовали в 1840-50 гг., а также наблюдаются в рекламных плакатах и буклетах современной моды.

Механизм смены симметрии в костюме происходит следующим образом: сначала меня­ется пространственная постановка формы, то есть модной становится специфическая поста­новка фигуры, создающая модный силуэт. Постановка фигуры зрительно создает простран­ственную ось будущей формы. Затем происходит перераспределение композиционных эле­ментов. Намеченное осанкой движение зрительно закрепляется смещением декоративных и психологических акцентов. Появляется ассортимент модных дополнений и украшений. Так, к 1840 году в моде появились шали, спускающиеся на спину. На следующем этапе изменя­ются отдельные части формы костюма, преобразуясь за счет сдвига оси симметрии. Соответ­ственно располагаются отделочные элементы и дополнения, которые укрепляют форму в ее перемещении назад. К 1860 году вся структура формы преобразуется по принципу операции сдвига. Становится единой пластика платьев, юбок, пальто. На рис. 17-23 представлены ос­новные проявления разновидностей симметрии в формообразовании костюма.

В использовании асимметрии в костюме можно выделить два принципиально различных композиционных приема: скульптурный и графический. Скульптурный прием формообразо­вания чаще применяют в композиции костюма для праздничной одежды. При графическом приеме асимметрия проявляется на плоскости, не добавляя ничего к силуэту, оставляя его симметричным.

В костюме асимметрия означает сложную зависимость в пространственной организации элементов формы, отсутствие простых видов симметрии. Асимметричное начало в симмет­ричной форме костюма обнаруживается в композиции дошедших до нас образцов народного костюма. Это, например, косая застёжка в рубахах - косоворотках, асимметричное располо­жение застёжки, вышивки, составных частей корпуса в марийских и русских народных руба­хах, асимметричный узел на поясе и т.д. При симметричном покрое японского кимоно рису­нок на нем всегда асимметричен, следовательно, асимметрична и его цветовая композиция. Асимметричность застежки костюма, порождённая функцией, является одним из главных моментов организации асимметричной композиции костюма в целом. Асимметрия в костю­ме существует на прочной симметричной основе. Благодаря этому сохраняется формообра­зующая, симметричная по своей сути схема фигуры. Асимметричное начало в симметричной форме костюма может получить развитие не только благодаря создающим асимметрию до­полнениям, но и в результате асимметричности покоя, применения асимметричных деталей. Асимметричные акценты в композиции костюма могут образовываться и с помощью цвета, фактуры. Их значительность при этом может быть разной. Асимметричность композиции в костюме решается путем внутренних членений без изменения общей симметричности фор­мы. Происходит внутренняя разработка формы. Роль уравновешивающего элемента в этом процессе могут играть и конструктивные линии (линии покроя), приемы обработки поверх­ности (внутренняя обработка). Асимметрия основывается на сложном соотношении законо­мерностей, в совокупности приводящих к композиционному равновесию.

При рассмотрении структурных отношений в форме модного костюма существенными становятся структурные уровни, которые расчленяют форму в горизонтальном направлении и могут служить основанием для выбора горизонтальной плоскости симметрии [Петушкова, 1999]. Наиболее типичными примерами преобразований симметрии с осями третьего, чет­вертого и т.д. порядков при соответствующих элементарных углах поворота на 120°, 90°, 60° и т.д. могут служить формы юбок, содержащие одинаковые клинья: двух-, четырех-, шести-, восьми-, десятишовные и т.д. Исходными элементами формообразующего ряда будет форма клина и порядок оси вращения.

Преобразования криволинейной симметрии в горизонтальной плоскости сечения костю­ма прямого силуэта дают интересные примеры ассоциативных символов силуэта. Прямо­угольный геометризированный силуэт часто сопровождается более конкретными названия­ми, вызывающими ассоциации с характерными особенностями предметов: карандаш, тюбик, пенал, для которых важной является характеристика сечения формы по горизонтальной плоскости на уровне линии груди. Силуэт «карандаш», представленный на рис. 24а, в сече­нии изображается в виде шестигранника. В костюме формообразование изделий силуэта «карандаш» достигается за счет вертикальных рельефов, расположенных достаточно близко к центральной линии. Боковые швы придают изделию более четкую форму. На рисунке 25а представлена модель женского костюма (жакет и платье) полуприлегающего силуэта. Гео­метрическая форма приближена к силуэту «карандаш», так как формообразование жакета достигнуто за счет среднего шва спинки и рельефов на полочке (и спинке). Для получения силуэта «пенал» (рис. 246), сечение которого приближено к прямоугольнику, вертикальные рельефы располагают ближе к боковой части фигуры. Наиболее характерным ассортиментом швейных изделий силуэта «пенал» являются уплощенные мужские пиджаки с подкройньм бочком. На рисунке 256 представлена модель мужского костюма из ткани «шотландка». Пиджак прямого силуэта «пенал», умеренного объема. Женское демисезонное пальто на рис. 25в прямого уплощенного силуэта «пенал», умеренного объема. Формообразование си­луэта достигается за счет подкройных бочков.

51

Силуэт «тюбик» на рис. 24в в горизонтальном сечении приближен к овалу. Для получе­ния силуэта «тюбик» потребуется расположить вертикальный шов по линии середины спин­ки и переда изделия. Силуэт «тюбик» наиболее популярен в женской вечерней одежде, когда необходимо создать форму изделия за счет драпировок.

Контрольные вопросы

  1. Элементы симметрии.

  2. Симметричные образования в природе.

  3. Влияние свойств симметрии на восприятие формы.

  4. Преобразования классической симметрии.

  5. Преобразования аффинной симметрии.

  6. Преобразования симметрии подобия.

  7. Преобразования криволинейной симметрии.

  8. Проявления симметрических преобразований в костюме XX века.