logo
архитектоника объемных форм учебник данилова

Тема 6. Технологическая культура объемного формообразования

Работа по созданию формы в костюме требует от специалиста тонкого проникновения в характер материалов: понимания их предназначения, чувства пластических и композицион­но-структурных возможностей. Выполнение практических заданий по архитектонике следу­ет рассматривать как тренинг, направленный на развитие тактильных ощущений материала и манипулятивных способностей, необходимых в дальнейшей работе для обогащения пласти­ческого и декоративного звучания в костюме текстильных материалов. Формообразование осуществляется за счет использования фактуры и деформационных свойств различных мате- / риалов (ткани, трикотажа, натуральной и искусственной кожи, меха и др.), их способности к изгибу, растяжению, сжатию и другим видам деформаций, геометрических свойств волокон и нитей (толщина, объемность, извитость, ворсистость и гладкость и др.). Для создания зри­тельных иллюзий объемности и движения формы, известных из произведений оп-арта (на­пример, работы основоположника этого направления в искусстве - художника Виктора Ва­зарели), используются свето-теневые эффекты и такие свойства, как цвет, фактура, блеск, прозрачность и т.п.

Создание рельефов поверхности костюма, ассоциирующихся со структурой переплете­ния трикотажа, драпировками, буфами, системами складок, из бумаги и из текстильных ма­териалов основывается на свойствах бумаги сгибаться под различными углами, в различных направлениях, подрезаться и т.д. Рельефы могут строиться на сочетании метрических и рит­мических, простых и сложных рядов, одностороннего и встречного направления. Средством

93

целенаправленного воздействия на материалы являются как традиционные методы, напри­мер типовые методы обработки швейных изделий, так и оригинальные приемы, изменяющие их физико-механические свойства (жесткость и гибкость, в том числе драпируемость; растя­жимость, упругость и эластичность; толщина и др.), в том числе оптические свойства (цвет, прозрачность, блеск, фактура) и внешние топологические характеристики (композиционно-смысловая пассивность, зрительная равнозначность, тонально-фактурная однородность и др.). В качестве технологических приемов формообразования и преобразования структуры материала используются надрез, сгиб, скручивание, склеивание, ручные и машинные строч­ки и швы, оплавление и т.д.

Задания. Трансформация объекта (формы, цвета, декора) по схеме выраженной стили­стики в материале и/или потери узнаваемости объекта, выявления новой функции.

Цель работы. Изучение влияния цвета и декора на восприятие формы; выявление пла­стических и конструктивных качеств материала; закрепление теоретических знаний по пре­образованию плоскости в рельеф, приобретение практических навыков работы с плоским листом бумаги и создания рельефов заданной формы.

Материалы и технические средства. Смешанная техника, текстиль, бумага, нетрадици­онные материалы.

Основные приемы работы.

  1. Выход из плоскости в пространство. Принципы объемного формообразования из плос­кости. Построение объемно-пространственных форм из пластических материалов. Транс­формация структур.

  2. Выполнение объемно-пространственной формы в материале. Использование цвета в объемных структурах.

  3. Макетирование объемно-пространственной формы с различными конструктивными задачами методом наколки. Построение структур костюма в развитии.