logo
архитектоника объемных форм учебник данилова

Формообразование драпировок

В оболочковых системах костюма широко используются различные драпировки и склад­ки. Приемы формообразования оболочек характеризуют взаимодействие костюма и фигуры человека. Складки, драпировки, сборка относятся к конструктивным средствам формообра­зования костюма. Форма складок в костюме продиктована их ниспаданием: трубчатые складки образуются за счет собственной массы, они параллельны между собой; разновидно­стью трубчатых складок являются каскадные складки, их отличительной особенностью явля­ется оформление нижнего среза по косой линии, под углом по отношению к складкам. Труб­чатые мелкие складки, полученные под воздействием ВТО и химикатов, называются плиссе и гофре. Лучевые, пазушные и радиальные складки применяются в драпировании форм кос­тюма. Лучевые складки образуются из одной точки и веерообразно расходятся от нее, при этом расширяются, увеличиваются в нижней части. Пазушные складки образуются в резуль­тате напуска, свободного нависания закрепленных трубчатых складок. Радиальные складки образуют сложные по форме драпировки, напоминающие концентрические окружности. Как правило, драпировки с лучевыми, пазушными и радиальными складками закрепляются на костюме в двух точках.

Знание принципов образования складок и поведения материала в зависимости от той или иной позы или движения фигуры человека позволяет создавать наиболее гармоничные ре­шения костюма. Так, например, интересный эффект костюму придают фалды - косые склад­ки, образующиеся за счет свободного ниспадания ткани на участках с отклонениями от вер­тикально расположенной нити основы, фалды не закладываются специально, они образуются благодаря расширению деталей кроя.

Помимо специальной терминологии и понятий, принятых в дизайне костюма и обозна­чающих конструктивно-технологические способы формообразования швейных изделий, су­ществуют другие примеры формообразования объемно-пространственных структур и компо­зиционного решения драпировок. В архитектонике объемных форм может быть полезен опыт создания и применения складок и драпировок в изобразительном искусстве [Рисунок, 1998].

По определению художников, складка- это изгиб поверхности ткани, возникающий вследствие её непреднамеренного сжатия. Драпировка получается в результате преднаме­ренного образования складок путём связывания, сшивания, наколки, укладки и т.д., выпол­няемых с целью украшения. В некоторых условиях складки в драпировке образуются в опре­делённом порядке, создавая ритмические чередования, группировки. Принципы их трактов­ки в разные эпохи у различных школ, направлений и отдельных художников служили одним из признаков стиля.

28

Форма складок зависит от свойств и вида материала: тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жёсткие - крупные и широкие, так как различные материалы имеют разную сте­пень сопротивления сжатию. Трикотажные полотна дают складки более округлой формы, чем ткани при тех же условиях динамического воздействия.

На рис. 11.1 представлены варианты композиционного решения драпировок.

  1. Композиция драпировки, висящей на одной точке опоры, имеет вертикальное направ­ление и образует складки конусообразной формы (рис. 11.1а).

  2. Драпировка, свисающая с двух точек опоры, образует в целом правильную систему складок в виде дуг, группирующихся на той или иной стороне. При этом складки между ря­дами дуг в одном или двух местах ломаются (рис. 11.16).

  3. Если ткань подвесить на три точки опоры, то образуются складки полудвойной формы. Драпировка, заложенная складками, объёмна, то есть имеет высоту, глубину и ширину. Объ­ёмные формы драпировок представляют собой изгибы складок, направленных от лицевой стороны ткани к изнаночной, и наоборот. Высота складок к низу драпировки постепенно увеличивается так как тяжесть материала придаёт им больший изгиб. Поверхность наиболь­шей выпуклости образует выступающие формы складок, а поверхность наибольшей глуби­ны - впалые формы складок (рис. 11. 1в).

  4. Драпировка может спадать с основной и подчинённой точек опоры. Основной точкой опоры является та, с которой начинается спадание драпировки, а подчинённая точка та, на которой форма складок драпировки прерывается, приобретая иногда новую форму Л Нали­чие основных и подчинённых точек опоры формирует композицию драпировки так, что

29

складки отходят от точки опоры в виде лучей, волн или дуг в соответствии с закономерно­стями, характерными для драпировки, свисающей с двух точек опоры, находящихся на раз­ной высоте, с тем отличием, что волны или дуги смещаются к точке опоры, расположенной ниже. Складки сначала падают вертикально, а затем полого спускаются по направлению к нижней точке. В то же время на подчинённой точке образуется новая точка опоры, от кото­рой складки идут в противоположном направлении. Подобные формы образуют ступенчатую композицию драпировки (рис. 11Л г).

  1. Расположение драпировки на горизонтальной поверхности образует композицию со сложными группировками прямых складок, не имеющих никакой системы, т.е. каждый раз складки образуются по-новому (рис. 11.1 д).

  2. Образование складок на ткани, брошенной на поверхность шарообразной формы, так­же подчиняется определённым закономерностям. Драпировка плотно прилегает к верхней части шарообразной формы, образуя гладкую поверхность. Чем дальше от верхней части к широкой горизонтальной окружности формы, тем больше драпировка свободно свисает складками. На этой окружности образуется ряд точек опоры. Отходящие от них складки формируются так же, как складки драпировки, свисающей с одной точки (рис. 11.1е).

Ритмы складок в костюме могут быть разного вида: параллельные, лучевые, радиальные, спиральные, встречной направленности. На рисунке 11.2 представлены вышеперечисленные складки и драпировки.

Р ис. 11.2. Складки и драпировки в костюме

Наколка драпировки на манекен рассматривается как объёмно-пространственная компо­зиция с трёх позиций: сзади, сбоку, спереди. Расположение ткани под углом 45° (нити осно­вы по отношению к горизонтали) всегда даёт пластическое полное облегание формы. Распо­ложение ткани по основе или утку даёт неполное облегание, форма достигается закладыва­нием в определённом порядке складок. Однако практически ткань можно укладывать на ма­некен в любом направлении. При этом направление основных и уточных нитей ткани не имеет такого решающего значения, как при образовании облегающей формы. Главную роль здесь играет поиск лучшего расположения пластических масс ткани, что ведёт к художест­венной выразительности, гармонии построения формы одежды.

30