logo search
14-02-2013_20-49-25 / Учебник Бакланова Т

Росписи Северной Двины

Замечательный и обширный круг предметов художественного творчества представляет собой народная роспись Русского Севера, долгое время известная под общим названием северодвин­ской. Охватывая огромное количество крестьянских бытовых предметов, эта роспись дает нам представление о своеобраз­ном строе мышления народных художников, особенностях восприятия ими окружающей природы, отраженных в до­шедших до нас памятниках русской национальной культуры.

Разнообразие и характер росписи, особенность их жи­вописных и графических приемов позволяют выделить само­стоятельные школы народного мастерства, локальность кото­рых можно проследить на традиционных для каждого края форме и характере украшения прялок. Пермогорская, борецкая, пучугская, ракульская, мезенская, шенкурская, уфтюжская росписи - все они входят в «золотую кладовую» русско­го народного искусства, составляют особый пласт северной художественной культуры России.

Пермогорская роспись.Пермогорье - это группа дере­вень Красноборского района Архангельской области. Харак­тер пермогорской росписи очень своеобразен. Характерными декоративно-орнаментальными элементами пермогорской росписи являются красные травные завитки. Это белофонные росписи, основу которых составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным орна­ментом. Растительный узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цве­ты, напоминающие по форме растение крин. Обычные пред­меты быта - ковши, короба, прялки - роспись превращала в подлинные произведения искусства. Этому способствовала и цветовая гамма, где преобладающими являются белый цвет фона и красный — узора. Зеленый и желтый являются допол­нительными. Большое значение в росписи имеет тонкий чер­ный контур.

Особенностью пермогорской росписи является вклю­чение разнообразных жанровых сцен. Техника исполнения и красители пермогорской росписи имеют много общего' с древнерусской миниатюрой. Сначала на белый грунт нано­сится пером контур, потом его заполняют цветом, разводя краски на яичном желтке. Манера передачи человеческих фи­гур, животных, растений плоскостная, без детализации форм. Народные мастера из Пермогорья строят орнамент, используя лишь несколько элементов, но их узоры отличаются пышно­стью, декоративностью и разнообразием, строго подчиняясь форме предметов.

Борецкая роспись.Свое название роспись получила по одному из центров белофонной росписи Русского Севера, са­мый крупный из которых находится в Борке. Своеобразным явлением была роспись борецких прялок. Такой важный в

обиходе предмет украшали особенно тщательно, вкладывая все свое мастерство.

В росписях Борка много моментов, которые сближают ее с иконами «северных писем». Однако из иконописи масте­ра перенесли в роспись прялки только внешние признаки Содержание росписи самобытно.

Наиболее распространенной была композиция с изо­бражением сцены сватовства. Схема росписи со сватовством древних борецких прялок оказалась очень стойкой и сохра­нилась на прялках до XX в.

Прялки пользовались огромным успехом за парадную форму, яркость росписи, позолоту. Формы растительного ор­намента борецкой росписи объединены друг с другом в об­щем мотиве цветка «древа жизни». Особая роль и место в борецком орнаменте отводится птицам. Они похожи на тетере­вов, декоративны и разнообразны по форме и пластическому решению

Пучужская роспись.Пучужская роспись хотя и имеет свои особенности по цветовому решению и композиции, очень похожа на борецкую и вместе с ней составляет единый вид белофонной росписи.

Так же, как и борецкая, лопаска пучужской прялки де­лится на три части. Вверху располагаются окна с цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами, ниже - сце­на катания. Вместе с тем в пучужской росписи имеются от­личия, свои особенности, которых мастера строго придержи­ваются.

Так, характерный для всех видов северной росписи трилистник имеет свой вариант. Верхняя часть листа перехо­дит в круглую ягоду, а нижняя более тонкая, чем у борецкой, и загнута к стеблю. Мастера Пучуги выполняют роспись красной краской на белом фоне, украшая ее белыми точками- капельками и мелкими зелеными листиками. Иногда в узоре встречается синий цвет.

Ракульская роспись.Ракульская роспись имеет глубо­кие самобытные традиции и заметно отличается от белофонной росписи Пермогорья, Борка и Пучуги. Это орнаменталь­ная роспись прялок в виде крупной изогнутой ветки на жел­том фоне и контурного изображения птицы, вписанной в квадрат. По фасаду ракульская прялка делится на три части. В верхней большей части лопаски расположена цветистая, изогнутая ветвь с округлыми листьями. В нижней части рису­ется условная декоративная птица, обведенная несколькими квадратами из линий разной толщины, полосами из геомет­рических и растительных мотивов.

Начиная свое движение от основания ножки прялки, орнамент тянется вверх, создавая образ «древа жизни». Коло­рит росписи строгий. Главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, зеленый и коричнево-красный яв­ляются сопутствующими, акценты намечаются синей крас­кой. В характере орнамента ракульской росписи имеются черты, которые говорят о близости к миниатюрам старинных поморских рукописей.

Мезенская роспись.По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с нарядным красочным ор­наментом пермогорской, борецкой и ракульской росписей. Предельная скупость изобразительных средств, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех из­вестных в народном искусстве росписей. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. Худо­жественная немногословность и цветовая сдержанность ме­зенской росписи говорят о большом художественном вкусе Среди множества разнообразных предметов быта - лукошек, коробов, сундуков - выделялись прялки.

Роспись прялки имела всегда строгий порядок. Она многоярусная. В верхнем ярусе выделяются птицы, в нижнем и среднем - главными фигурами являются кони и олени.

Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоеди­няются контуры птиц. По всей вероятности, ярусы соответст­вуют трем мирам: подземному, наземному и небесному, широко извнстным в искусстве многих народов мира. Геометри­ческие знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагружу. В них отражается круг очень ранних земледельческих представлений крестьян. Здесь можно увидеть изображения семян, плодов, шишек, заклю­ченных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаментам разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры - это символы ог­ня, солнечного божества, языческие очистительные и охрани­тельные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показы­вают их причастность к небу. Зооморфные образы в древних узорах - олень, конь, водоплавающие птицы - далеко не слу­чайны. Образ оленя в русском искусстве получил широкое распространение. Олень почитается многими народами Севе­ра и Сибири. Он приносит счастье и веселье и связан с аграрно-скотоводческим культом, в частности с праздником бога-громовика Ильи-пророка. Мезенские мастера изображали ко­ня и оленя обобщенно. Отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы у оленя был изображен черной краской один ветвистый рог. Образ птицы в фольклоре и орнаменте имеет широкий спектр значений. Птица символизировала те­пло, свет, урожай, богатство. Одна из наиболее почитавшихся птиц на Севере - лебедь - органически связан с водной сти­хией, с небом, солнцем, и это нашло свое отражение в мезен­ской росписи.