Глава 1. Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества - сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды - составляют сокровищницу нашей культуры. Понятие «устное народное творчество» более широкое, чем «народная словесность», поскольку в народную словесность обычно не включают песенное творчество. В данной главе будет идти речь об устном народном творчестве в целом, а также о жанрах народной словесности. Народному песенному творчеству посвящена специальная глава.
Основной особенностью устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры и в древние времена, до появления печатных сборников, его произведения передавались «из уст в уста», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Еще одна особенность этого вида народного творчества - его коллективность. Каждый исполнитель наделяется правами творца.
Остановимся вначале на малых жанрах устного народного творчества. Это пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Их рождение связано с практической деятельностью людей, главным образом - с познанием окружающего мира.
Пословица-_коротенькая притча: «голая речь не пословица». Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и отточенное народом. Но «одна речь - не пословица»: как всякая притча, пословица состоит из двух частей:
из иносказания (обиняка), картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения. Пословица не сочиняется, а является следствием обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц -свод народной премудрости и суемудрия; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
Предлагаем несколько поучительных наставлений из сборника В.Даля «Пословицы русского народа», отражающих различные духовно-нравственные ценности.
Добро - милость - зло
С добрым жить хорошо. В добре жить хорошо.
Делать добро спеши ( или: поспешай).
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).
На свете не без добрых людей.
Доброму добрая память.
Ласковое слово - что весенний день.
Радость - горе
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Время красит, а безвремянье чернит.
День меркнет ночью, а человек печалью.
Злой плачет от зависти, добрый от радости.
Правда - кривда
Неправдой нажитое впрок не пойдет.
Кто правдой живет, тот добро наживет.
Молвя правду, правду и чини.
Какова работа, такова и плата (и наоборот).
Не всяк судит по праву, иной и по криву.
Былое - будущее
Знать бы, где пасть, так бы соломки подослать.
Год - житейский, день - в святцах, а месяц на небе (те. неизвестно когда, о будущем).
Пока травка подрастет, воды много утечет.
Далекая пора, старина Мохом поросло, не видать.
Жили люди до нас, будут жить и после нас.
Поговорка, по народному определению, «цветочек», а пословица «ягодка» — и это верно. Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно весьма ясно намекает
Приговоркаили пустоговорка. которую также иногда зовут поговоркой, — это изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое без большого толка и значения, а по местной или личной привычке.
Присловье- весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем. Оно иногда состоит из одного слова.
Скороговорка, чистоговорка— слагается для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Она служит для развития речи, устранения его дефектов (народная логопедия). Не меньшее значение в воспитании имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление... через уподобление, метафорическое описание предмета.
Прибаутка, пустобайка.не совсем ясно определяется; самое название - пустобайка - показывает, что она может быть иногда пустоговоркой, а об остряке говорят, что он знает много прибауток. Иные называют целый ряд поговорок и приговорок, сложенных складно, без большого смысла; сюда относятся прибаутки ямщиков, сбитенщиков, которых теперь уже почти не стало, пирожников и др.
Постигая законы жизни с помощью малых жанров устного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьезную, но и веселую правду, учился думать, радоваться и шутить Народная педагогика - это живое и яркое наставление.
Свою лепту в ее развитие внесла сказка- один из жанров устного народного творчества. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля это - «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»; в народе - байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчиков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баутчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко ценилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в предании, передавалось из поколения в поколение. В России первые письменные собрания сказок появились в XVII веке
По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеческими свойствами Сказка не претендует на достоверность; ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с
ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность.
Народные сказки можно подразделить на сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них — сказки о животных.
В сказке действует закон повтора,часто встречается один и тот же общеизвестныйзачиниисход;действуют в разных сказках одни и те же персонажи, бесконечно возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок и т.д.), внутри текста повторяются, в русской традиции обыкновенно трижды, слова и поступки героев.
Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных,волнующих каждого человека во все временапроблемах: ожизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом.
Сказочные образы - яркие и запоминающиеся; но довольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы поступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.). Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмысливая старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений.
Не сразу общественное мнение склонилось к необходимости собирания народных сказок. Это можно объяснить тем, что сказка, как воздух, казалась обычным, обыденным явлением.
Собиратели народных сказок - А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, И.А.Худяков, Д.Н.Садовников, Н.Е.Ончуков, Д.К.Зеленин и многие другие. Главный, самый знаменитый собиратель и издатель русских народных сказок -А.Н.Афанасьев. Впервые «Народные русские сказки» А.Н.Афанасьева увидели свет (в восьми выпусках) в 1855 -1863 гг. Записи сказок в большинстве своем не принадлежали А.Н.Афанасьеву. Установлено, что он записывал немногим более десятка сказок в Воронежской губернии, но от этого значение его участия в предпринятом издании ничуть не уменьшается. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В.И.Даля. Таким образом, А.Н.Афанасьев сумел систематизировать огромное собрание сказок и издать их. До сих пор это самый большой сборник сказок (их свыше 600!).
- Раздел I.Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры
- Глава 1. Основы теории народной художественной культуры
- Исходные понятия теории народной художественной культуры.
- Сущность народной художественной культуры и народно - художественного творчества
- Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- История изучениямифов
- Литература
- Глава 3. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах
- Народныйземледельческийкалендарь
- Зимние народныепраздники
- Осенние праздники
- Литература
- Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Родильная обрядность
- Русская народнаясвадьба
- Похоронный обряд
- Литература
- Глава 5. Художественный мир народных игр
- Сущность игры.
- Функции игр.
- Русские народные игры
- Сферы бытованиянародных игр
- Литература
- Раздел II. Основные виды и жанры народного художественного творчества
- Глава 1. Устное народное творчество
- Русский эпос
- Духовныестихи
- Литература
- Глава 2. Народное песенное творчество
- Жанровая разновидность русских народных песен
- Детский фольклор
- Классификациядетского фольклора
- Поэзияпестования
- Колыбельныепесни
- Потешки
- Прибаутки
- Бытовойфольклор
- Детскиенародные песни
- Календарные песни, заклички и приговорки
- Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки)
- Игровой фольклор (считалки, игры)
- Региональные традиции русского народного песенного творчества
- Литература
- Глава 3. Народные музыкальные инструменты
- Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество
- Художественная обработка дерева
- Богородская резьба
- Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба
- Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой
- Художественныеизделия из бересты
- Декорирование берестяных изделий
- Росписьуфтюжского туеска
- Хохломская роспись по дереву
- Полхов-майданское искусство
- Росписи Северной Двины
- Художественная обработка камня
- Резьба по кости
- Миниатюрная живопись на папье-маше
- Художественнаяобработка металла
- Народная керамика
- Кружевоплетение
- Художественнаяроспись ткани
- Вышивка
- Глава 5. Народное зодчество
- Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки.
- Основные конструктивные элементы построек
- Крестьянское жилище. Типы жилища
- Типы внутренней планировки избы
- Художественно-образная система крестьянского жилища
- Хоромы Исторические источники о хоромном зодчестве
- 2. Церкви.
- Глава 6. Фольклорный театр
- Глава 7. Народный танец
- Глава 8. Русский народный костюм
- Глава 9. Русская народная игрушка