logo
14-02-2013_20-49-25 / Учебник Бакланова Т

Художественнаяобработка металла

Разнообразное по своим художественно-техническим приемам искусство обработки металла имеет древние традиции. Неизвестные мастера России - ювелиры Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля Х-ХП вв. умели создавать тонкую скань, знали чернение по серебру, перегородчатую эмаль.

Образование промыслов по художественной обработке металла относится к XVII в. Многие из них, сохранившие присущее им своеобразие, существуют и в настоящее время, творчески развивая древние традиции. Это фабрика «Север­ная чернь» в Великом Устюге Вологодской области, фабрика «Ростовская финифть» в Ростове Ярославской области, юве­лирные промыслы в районе села Красное Костромской облас­ти, в поселке Мстера Владимирской области.

Возникновение в том или ином районе центров худо­жественной обработки металла было обусловлено рядом ис­торических, географических, экономических причин.

Великоустюжное черневое серебро.Самый древний художественный промысел по обработке металла сформиро­вался на Русском Севере в Великом Устюге близ Вологды. Уже во второй половине XVI в. этот город стал вторым после Вологды торговым центром Северо-Восточной Руси. Его расположение на торговом пути между Москвой и Архан­гельском - единственным тогда морским портом России на севере - способствовало развитию различных видов ремесел, среди которых особенно выделялась обработка металла: ме­ди, железа, серебра. Для развития промысла по художествен­ной обработке металла в Великом Устюге большое значение имела связь с Сольвычегодском - крупным центром художе­ственного ремесла.

Ранние черневые изделия Великого Устюга относятся к середине XVIII в. Но есть документы, свидетельствующие, что искусство черни по серебру существовало в этом городе значительно раньше. В 1761 г. в Великом Устюге была от­крыта фабрика купцов Поповых, куда созывались мастера серебряного дела К этому времени уже сложились основные черты искусства великоустюжских мастеров, заключавшееся в сюжетной черневой гравюре, расположенной на золотом, декоративно разработанном фоне. Изделия, выполненные мастерами Великого Устюга, — табакерки, коробочки, ми­ниатюрные флакончики для духов - отличались изяществом форм, красотой и изысканностью силуэта.

Обычно основное изображение выполнялось в черни и четко смотрелось на фоне серебра или золота. Позолоченный фон был излюбленным. Чтобы яркий по своему цвету и бле­ску позолоченный фон не затмевал тонкий черневой рисунок, мастера находили интересные приемы, слегка «приглушая» фон. Они покрывали его мелкими точками чеканки или тон­кой сеткой гравировки. Чтобы черневое изображение еще бо­лее контрастно выделялось, контур его подрезали, таким об­разом фон углублялся, а изображение как бы приподнима­лось, становилось рельефным. Прихотливо изогнутые стебли и цветы, строго геометрический узор в сочетании с сюжет­ными изображениями подчеркивали форму вещи.

Являясь одним из видов русского ювелирного искусст­ва, черневые изделия Великого Устюга отражали общие ха­рактерные черты стиля эпохи.

Ростовская финифть.Город Ростов в Ярославской об­ласти - центр живописи по эмали - финифти. Украшение ме­таллических предметов эмалью было известно в России уже в Х-Х1 вв. Это были так называемые дымчатые эмали, когда эмалевыми красками заполнялись углубления, вырезанные на поверхности металла, перегородчатые эмали, когда эмалью разных цветов заполняли детали узора, образованные тонкой серебряной или золотой перегородкой, припаянной на ребро к металлической пластинке.

Во второй половине XVIII в. широкую известность по­лучили ростовские мастера, которые расписывали эмалевыми красками кресты, иконы, украшали оклады Евангелия. Это объяснялось тем, что искусство эмали в Ростове было тесно связано с оформлением церквей и монастырей. В XIX в, в ростовской эмали появляются геометрические портретные изображения, что можно объяснить влиянием станковой жи­вописи того времени.

Излюбленным изделием на промысле были коробочки для ювелирных украшений Роспись их весьма разнообразна. Это и декоративная цветочная роспись, и пейзажные изобра­жения, в которых мастера тонко передают панораму своего родного Ростова.

В настоящее время плодотворно работает, продолжая традиции искусства своих предшественников, фабрика «Рос­товская финифть». Работы ростовских мастеров значительно обогатились в декоративном плане. Разнообразны колористи­ческие решения росписи, в которой изображение построено то на контрастном сочетании ярких цветов, то на единой то­нальной гамме. Сочетание живописного яркого мазка и тон­кой графичной линии придает декоративность росписи. Фи­лигранная оправа предметов также обогащает облик изделия

Мстерские изделия из металла.Видное место среди сокровищ русского ювелирного искусства филиграни зани­мают мстерские ювелирные изделия. Филигрань или скань -это способ изготовления художественных изделий из круче­ной или гладкой проволоки. Элементы сканного узора соеди­няются при помощи пайки.

Кропотливая техника филиграни сохранилась и разви­вается в наши дни на мстерском заводе художественных из­делий «Ювелир» во Владимирской области. Вначале изготавливают каркас, на который накладыва­ется бумага с нанесенным на нее рисунком будущего изде­лия. По специальным шаблонам мастера выгибают из витой проволоки детали рисунка - петельки, жучки, колечки, дужки и т.д. Эти маленькие детали приклеивают на бумажную осно­ву по контуру заданного узора. Ажурный каркас покрывается припоем - порошком, состоящим из серебра и поташа, и по­мещается в муфельную печь. Из нее спаянный корпус изде­лия поступает на 2-3 мин. в другую печь, где сгорает бумага. Заканчивается изготовление филигранных изделий отделкой, серебрением, золочением, полировкой, травлением.

Мстерские мастера используют как ажурную, так и на­кладную филигрань - когда филигранный узор наслаивается на поверхность гладких серебряных и позолоченных изделий В ряде изделий ажурное филигранное обрамление сочетается с вкладышами из цветного стекла, которое поставляет масте­рам Гусевский хрустальный завод. Работы последних лет го­ворят о том, что у ювелиров выработался свой характер фи­лиграни, заключающийся в переходах от плотного ажура к разреженному.

Жостовские подносы.Традиционная роспись подносов существует в подмосковном селе Жостово и в уральском го­роде Нижний Тагил. Тагильские подносы являются родона­чальниками этого своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, но особенного развития оно достигло в Подмосковье.

Жостовские изделия принадлежат к семье «русских ла­ков». Возникновение их производства связано с зарождением в конце XVIII в. в подмосковном селе Данилково близ Федо­скино и деревнях Осташкове и Жостово лаковой миниатюр­ной живописи по папье-маше.

На протяжении XIX - начала XX вв. мастерские Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, кошельков, коробочек, украшенных живописными миниатюрами.

Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех че­ловек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живо­писца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком.

Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нане­сения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погру­жает букет в глубину фона. Далее следует «плотное корпус­ное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бли-ковка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завер­шает лепку форм. Далее «чертежка» размещает детали, очер­чивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» — тонкие травки и усики.

Расширяя выразительные средства, живописцы Жостова разрабатывают новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность подноса наносился узор, напоминающий ри­сунок панциря черепахи.

Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам На поверхность подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают особую яркость, а подносу придают вид дорогого предмета.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникально­го вида русского народного искусства.