Глава 3. Народные музыкальные инструменты
Русские народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. История их возникновения и развития неразрывно связана с этапами формирования духовного общественного сознания. Анализ исторического пути государства Российского дает ключ к пониманию сложных процессов формирования народной музыкальной культуры и всего инструментария в частности.
Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Почти каждый регион России представлен самобытными инструментами, которые во многом олицетворяют специфику и формы существования фольклора. Ярким подтверждением этому служит видовой спектр гармоник, название которых соответствуют месту их бытования («бологоевская», «елецкая», «касимовская», «ливенская» и др.). Вместе с тем, в исполнительской практике утвердился большой унифицированный ряд народных инструментов, которые использую повсеместно как в любительской, так и в профессиональной сферах. К нему можно отнести жалейку, баян, домру, балалайку, гитару, бубен и др. Поэтому инструментарий народной музыкальной культуры имеет многоуровневую и разветвленную структуру. Его углубленному изучению посвящены различные исследования.
Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. В современном инструмент-сведении получила признание, в качестве основы, классификационная система, в которой определяющими являются два признака:
источник звука и способ или механизм его извлечения. Исходя из данной системы, музыкальные народные инструменты систематизируются по следующей схеме:
I. ДУХОВЫЕ
1. Флейтовые - свирель, сопель, кувиклы или кувички;
2. Язычковые - жалейка, брелка, волынка;
3. Мундштучные - рог, рожок;
II. СТРУННЫЕ.
1. Щипковые - гусли, домра, балалайка, бандурка, 7-струнная гитара;
2. Смычковые - гудок;
3. Фрикционные - лира колесная.
III. КЛАВИШНО-ДУХОВЫЕ, ЯЗЫЧКОВЫЕ.
1. Гармонь.
2. Баян.
4. Аккордеон.
IV. УДАРНЫЕ
1. Мембранные - бубен, барабан, набат, накры, тулумбас.
2. Самозвучащие - ложки, трещотки, рубель, косточки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка (пастуший барабан).
Одни из первых упоминаний о народных инструментах относятся к эпохе Киевской Руси. Дошедшие до нас материалы свидетельствуют о том, что инструменты использовались в княжеских дружинах на пирах, народных праздниках.
Ратная служба предполагала применение большого количества всевозможных духовых инструментов: различные виды труб, рог, сурна, свирель и др. Сигнальные функции в войсковых соединениях выполняло множество ударных инструментов. Среди них: било (деревянная или металлическая доска, по которой ударяли молотком), колокол, варган (инструмент, близкий по конструкции к металлофону), всевозможные ратные бубны, накры, набат и др.
Широкое распространение народный инструментарий получил в среде скоморохов - первых русских музыкантов -профессионалов. С их творчеством связаны как первые шаги, так и последующий путь развития народного музыкального искусства На ярмарках, всевозможных гуляниях, в пастушеской среде, в быту, в повседневной жизни наряду с духовыми и ударными инструментами (рожком, жалейкой, сопелью, свирелью, волынкой, бубном,' колокольчиками, трещотками, ложками и др.) использовались и разнообразные струнные инструменты. К ним можно отнести прежде всего гусли (первое упоминание о которых датировано 591 г.), домру, гудок.
Значительно позже получили распространение балалайка, лира, а также бандурка и 7-струнная гитара. Появление этих инструментов ориентировочно можно отнести соответственно к 17-19 вв.
Конец XIX в. ознаменован рождением целого ряда гармоник. Эти инструменты получили особую популярность в среде рабочего люда и оказали значительное влияние на развитие инструментального и вокального народного творчества.
Некоторые выше перечисленные инструменты не получили широкого распространения и не дошли до нашего времени.
Остановимся на популярных инструментах, вошедших в основной спектр народного инструментария соответственно вышеприведенной классификации.
Свирель, брелка, жалейка, рожок - духовые инструменты, дошедшие до нас сквозь глубь времен.
В конце XIX столетия возросший интерес русского общества к своей национальной истории и культуре способствовал появлению первых исследовательских работ по народному инструментарию А.Фоминцына, Н.Привалова, Е.Линевой. По времени это совпало с деятельностью В.Андреева - музыкального просветителя, реформатора русских народных инструментов, общественного деятеля и педагога, композитора и дирижера, испонителя-виртуоза на балалайке и гармонике, создателя и руководителя национального оркестра русского народа. Наряду с работами по реконструкции балалаек и домр, В.Андреевым предпринимались попытки усовершенствовать духовые (брелка, свирель) и ударные народные инструменты В начале XX в. русский музыкант - самородок псковский крестьянин О.Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же М.Пятницкий ввел жалейку в свой хор.
Более сложно обстояло дело с внедрением в профессиональное музыкальное исполнительство на народных инструментах владимирских рожков.
В среде пастухов - рожечников еще несколько столетий тому назад было создано целое семейство инструментов различной величины, на которых играли в так называемых «хорах» рожечников, сложились самобытная исполнительская традиция и репертуар. Широкой известностью в конце XIX в. пользовался «хор» рожечников под управлением потомственного владимирского пастуха Н.Кондратьева. Однако долгое время владимирские рожки в состав смешанных ансамблей и оркестров народных инструментов не вводились, что объясняется, прежде всего, сложностью их освоения.
Впервые владимирские рожки зазвучали в оркестре хора им, Н.Пятницкого, немного позднее они вошли в состав оркестра им. Н.Осипова, где была создана целая оркестровая группа рожков.
Новая волна интереса к русским народным духовым инструментам возникла в 70-е годы, когда в Москве появились два интересных исполнительских коллектива - оркестр народных инструментов «Русские узоры» под управлением Народного артиста РФ В. Зозули и инструментальный ансамбль «Жалейка» под управлением Народного артиста РФ В.Назарова. Если в первом коллективе ведущими музыкальными инструментами стали жалейки, брелки, свирели, на которых играют все участники оркестра, то в состав второго наряду с жалейками были включены также владимирские рожки. За прошедшие годы в оркестре «Русские узоры» было создано целое семейство жалеек, брелок, свирелей, имеющих различный строй, В результате стало возможным использование этих инструментов почти во всех тональностях и в широком диапазоне. На Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов налажен их выпуск.
В настоящее время духовые инструменты нашли широкое применение в разнообразных ансамблевых формах исполнительства. Многие профессиональные и любительские коллективы с успехом используют различные духовые народные инструменты, оживляя тем самым тембральную палитру звучания, сто позволяет в значительной степени расширить репертуарные возможности и приобрести неповторимое самобытное творческое лицо.
Среди многочисленных профессиональных исполнителей следует отметить М.Вахутинского - виртуоза, композитора, прекрасного аранжировщика и педагога. Его многогранная исполнительская, просветительская и педагогическая деятельность, большое количество музыкального репертуара в огромной мере способствовали расширению современного бытования духовых народных инструментов.
Важной составляющей большого арсенала народного инструментария является группа струнных инструментов Среди них получили наиболее широкое распространение гусли, домра, балалайка. А такие инструменты как лира, бандурка; да и в некоторой степени 7-струнная гитара, к сожалению, канули в глубине веков. Сегодня предпринимается попытка по возрождению русской 7-струнной гитары, столь популярной в ЗО-х-40-х годах XIX столетия.
Гусли- по праву считаются древнейшим струнным инструментом, которые своим непревзойденным звучанием покоряют широкий круг любителей народной музыки. Их древнее бытование представлено тремя видами: шлемовидные (пслатыревидные), крыловидные (звончатые), прямоугольные (столообразные). До нашего времени дошли лишь звончатые и прямоугольные гусли. На рубеже XIX - XX вв. звончатые и прямоугольные гусли были подвергнуты усовершенствованию. Музыкант и просветитель Н.Привалов совместно с известным гусляром О.Смоленским усовершенствовали конструкцию звончатых гуслей, что в значительной степени повысило их акустическое качество, исполнительские возможности в целом. Имя О.Смоленского - музыканта-самородка, организатора и руководителя хора (ансамбля) гусляров, исполнителя-виртуоза на гуслях звончатых и жалейке, создателя ансамблевых разновидностей гуслей и одного из первых преподавателей на них, солиста Великого оркестра В.Андреева -навечно занесено в историю развития русского музыкального народного творчества.
Среди современников О.Смоленского выделяется фигура Н.Голосова, организовавшего в 1910 г. в Санкт-Петербурге «хор» гусляров, в котором начинал свой творческий путь П.Шалимов, во многом предвосхитивший систему начального индивидуального обучения игре на гуслях.
П.Шалимов активным педагогическим творчеством повлияло на возрождение интереса к гуслям звончатым не только в Санкт-Петербурге, но и через своих учеников во многих других регионах России. Среди его учеников такие известные музыканты и педагоги как В.Белявский, Д.Локшин, В.Тихов.
С исполнительством гусляра-виртуоза В.Тихова связана целая эпоха в развитии гусельного искусства 40-х-90-х годов XX века. Достоянием широкой музыкальной общественности и любителей народной музыки стала его книга «Гусли звончатые Валерия Тихова. Жизнь. Творчество. Наследие мастера», обобщившая опыт многих поколений музыкантов, вобравшая в себя лучшие исполнительские традиции на исконно русском народном инструменте.
В настоящее время среди ведущих коллективов, использующих звончатые гусли, по праву можно выделить государственный академический ансамбль гусляров (худ. руководитель - Народный артист РФ, профессор Ю.Евтушенко), ансамбль гусляров (худ. руководитель - лауреат международных конкурсов Л.Жук), Академический национальный оркестр им. Н.Осипова (худ. руководитель - Народный артист РФ, профессор Н.Калинин), академический оркестр Всероссийской государственной телерадиокомпании (худ. руководитель - Народный артист СССР, профессор Н.Некрасов) и многие другие коллективы.
Гусли прямоугольные (столообразные) - прямой потомок гуслей шлемовидных, наивысший этап развития древнерусской гусельной культуры.
В начале XX столетия этот вид гуслей был усовершенствован. В 1914 г. музыкант, просветитель Н.Фомин приспособил для прямоугольных гуслей простую, остроумно сконструированную и надежную в работе клавишную механику. Благодаря этому изобретению при наборе левой рукой на клавишах нужного аккорда освобождаются соответствующие струны во всех октавах. Проводя по струнам плектром (специальный медиатор) извлекают звук. Для лучшей устойчивости строя этих гуслей, получивших название клавишных, применяется металлическая рама, подобная фортепианной. Поскольку клавишные гусли Н.Фомина - гармонический инструмент, его используют в оркестрах в паре с мелодико-гармоническими прямоугольными гуслями хроматического строя. Клавишные гусли сегодня стали неотъемлемой частью инструментария практически всех народных оркестров России. Неоценимый вклад в развитие клавишных гуслей внесла солистка Академического национального оркестра им. Н.Осипова, Народная артистка РФ, композитор В.Городовская.
XXвек раскрыл неисчерпаемые потенциальные возможности гуслей в качестве ансамблевого и оркестрового инструмента. Именно в коллективном исполнительстве гусли обрели свой «ренессанс».
Домра- по праву занимает одно из ведущих мест среди струнных инструментов. Из исследователей - историографов А.Фоминцын первым определил домру в качестве струнного (щипкового) инструмента. Сохранившиеся материалы по Государственной потешной палате, сведения о домрах, «струнах домерных», домрачеях (исполнителях на домре) в записях дворцовых расходов XVII в. подтверждают это. Домра просуществовала на Руси в качестве профессионального инструмента примерно около двух столетий (XVI - конца XVII вв.), после чего вышла из употребления, не оставив о себе в народе памяти, В русском фольклоре — былинах, песнях, сказках - домра совершенно не упоминается.
В 1895 г. один из участников Андреевского кружка балалаечников А.Мартынов вывез из Вятской губернии 3-х-струнный музыкальный инструмент с резонаторным корпусом полусферической формы. Он представлял собой один из типов народной балалайки, но был ошибочно принят за образец древнерусской домры и подвергнут усовершенствованию. В результате этого появилось семейство оркестровых разновидностей, получивших название «домра». Оркестровые домры так называемого «андреевского» образца имеют корпус в виде полушария, короткую шейку с закрепленными ладами, расположенными в хроматической последовательности. Игра по струнам производится с помощью медиатора. В оркестре употребляются домры «пикколо», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас», каждая из которых имеет свои настройку струн. В свою очередь, домра малая, альтовая и басовая получили распространение в сольной исполнительской практике. Вместе с тем, их активно применяют и в ансамблевом исполнительстве.
С момента реконструкции домры и ее введения в Великорусский оркестр В.Андреева в конце XIX столетия до настоящего времени домра зарекомендовала себя как совершенный инструмент, которому подвластно звучание всех тонких струн широкой русской души. Неповторимость ее тембра, виртуозность исполнения, проникновенность звука до сих пор вызывают восторг у слушателей как в России, так и за рубежом. Подлинным продолжателем лучших исполнительских традиций на этом инструменте по праву считается музыкант-виртуоз Народный артист РФ, композитор А.Цыганков.
К инструментам струнной (щипковой) группы, дошедших до наших времен, и получивших широкое распространение и популярность, относится балалайка.Первые образцы народной (не модернизированной) балалайки конца XIX - начала XX столетий представляют собой 3-х-струнный щипковый инструмент, преимущественно с треугольным, усеченным внизу корпусом и сравнительно недлинной шейкой, заканчивающейся головкой в виде прямоугольника или завитка.
Важно отметить, что балалайка - один из наиболее «молодых» музыкальных инструментов русского народа, возникший не ранее второй половины XVII века. Впервые о ней упоминается в Петровском «Реестре» 1714 г., а через семь лет игру на ней русской девушки-драгунке отметил в дневнике Ф.Берхгольц.
В середине 80-х годов XIX в. петербургским скрипичным мастером В.Ивановым по заказу В.Андреева была сделана балалайка улучшенного качества, все усовершенствование свелось к замене подвижных ладовых перевязей твердыми порожками, врезанными в гриф. Через несколько лет петербургским мастером Ф.Пасербским по указанию В.Андреева и на основе балалайки работы В Иванова была сконструирована балалайка с хроматическим звукорядом, а вслед за тем построено целое оркестровое семейство балалаек: «пикколо», «дискант», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас». В дальнейшем «пикколо», «дискант» и «тенор» были упразднены, но появилась балалайка «секунда». Окончательный состав оркестровых балалаек установился в следующем виде: «пикколо», «прима», «секунда», «альт», «бас» и «контрабас», Кроме «пикколо» перечисленный оркестровый балалаечный ряд применяется в настоящее время в исполнительской практике коллективов. Основным сольным инструментов является балалайка «прима». Некоторое количество сочинений написано специально для балалайки «бас» и «контрабас»(соло).
Флагманами балалаечного исполнительского искусства в настоящее время по праву являются Народный артист РФ, солист Академического национального оркестра им Н.Осипова М.Рожков, Народный артист А.Тихонов, участник и солист Академического национального оркестра им Н.Осипова, Народный артист РФ, профессор В.Болдырев и другие.
Балалайка широко используется в различных ансамблях народных инструментов. В них она приобретает «классическое», «фольклорное» и «эстрадно-джазовое» лицо, но все же остается самобмтным русским народным инструментом.
Клавишно-духовые язычковые инструменты (гармоники)в середине XIX века во многих странах, прежде всего в европейских, получили большое распространение. Эти инструменты в различных регионах развивались с учетом национальной музыкальной специфики. В Англии этот инструмент называли концертино, в Австралии - аккордеон, в Германии -банданеон, в России - баян. Все разновидности отличаются друг от друга формой, размерами, клавиатурой, диапазоном, конструкцией, но, тем не менее, их объединяет общий родовой признак: они относятся к так называемым клавишно-духовым язычковым инструментам, все они - гармоники.
Первые образцы ручных и губных гармоник в России появились в ЗО-е-40-е годы XIX столетия, и буквально в течение нескольких лет проникли почти во все уголки страны. Инструмент пришелся по вкусу широким массам благодаря небольшим размерам, сильному звуку, относительной легкости овладения. Главным преимуществом перед другими народными инструментами была возможность одновременного исполнения и мелодии, и аккомпанемента.
К концу XIX века начинает преобладать так называемая «городская песня». Простота строения напева, четкая ритмика принципиально отличали этот вид песни от старинных образцов: в его основе был гомофонно-гармонический склад; И такой портативный и недорогой инструмент, как гармоника, пригодный для аккордового сопровождения, пришелся по вкусу. Этим, в частности, объясняется популярность гармоники и ее быстрое распространение, особенно среди населения городских окраин России.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. в России бытовало огромное количество самых разнообразных видов гармоники, которые несли в себе особенности инструментально-песенной культуры той или иной местности. Этот калейдоскоп представляли: «азиатские», «бологоевские», «елецкие рояльные», «кабардинские», «касимовские», «ливенские», «московские рояльные», «невские», «татарские», «тульские», «черепашки» и др.
Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью и хорошим качеством, внешне они были привлекательны, но имели существенный изъян - в них отсутствовал хроматический строй, и это, естественно, ограничивало их музыкально-художественные возможности. Создание гармоник с хроматическим строем явилось первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Русский город Тула - родина хроматической гармоники - был одним из промышленных центров страны, который являлся основным поставщиком гармоник. Их производство было сконцентрировано в Чулковской слободе. Создателем первой в России хроматической гармоники принято считать Н.Белобородова, который в 1875 г. организовал первый в России «Оркестр гармонистов». Оркестровый ряд гармоник выглядел следующим образом: «прима», «секунда», «флейта-пикколо», «альт», «виолончель», «бас», «контрабас». Впоследствии оркестры гармоник получили широкое распространение во многих регионах России.
В начале XXстолетия (1907 г.) петербургский гармонист, мастер П.Стерлигов в содружестве с известным гармонистом Я.Орландским - титаренко сконструировали хроматическую гармонику, которая была названа именем древнерусского поэта-певца Баяна. Вскоре баяны начали изготавливать гармонные мастера и других городов России. Действуя совместно с исполнителями они вносили дальнейшие улучшения, создав, в конце концов, хотя и сложный, но вполне совершенный инструмент. Гармоника в сфере совершенствования своей конструкции по многим параметрам обогнала своих сородичей по народно-инструментальному цеху. И, действительно, современный баян представляет собой и «хор», и «оркестр», заключает в себе широкий спектр многогранной тембральной палитры, которой подвластны различные стили и жанры классической, народной и современной музыки. Определенным итогом в совершенствовании конструкции инструмента явилось появление многотембрового, готово-выборного баяна, который в значительной степени повлиял на расширение репертуарного диапазона всего народно-инструментального искусства.
Впервые в России в Московском государственном университете культуры и искусств в 1997 г. был открыт класс гармоники, первым выпускником которого стал лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, ныне Заслуженный артист РФ Г.Калмыков.
Среди современных виртуозов-исполнителей на различных видах гармоник следует отметить лауреата Всероссийских и Международных конкурсов Заслуженного деятеля искусств РФ, педагога, члена Союза композиторов РФ Е.Дербенко, лауреатов Всероссийских конкурсов С.Сметанина и С.Привалова. Баянное исполнительское искусство прославили такие выдающиеся мастера как Народный артист СССР Ю.Казаков, Народный артист СССР, профессор А.Полетаев, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, Народный артист РФ, профессор Ф.Липс, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. Заслуженный артист РФ Ю.Вострелов и многие другие.
Всё множество ударных инструментоврусской фольклорной традиции можно разграничить на следующие группы:
1. Инструменты, созданные как музыкальные, но имеющие чисто прикладное значение и использующиеся в качестве шумового орудия или сигнального приспособления (в ратном деле, на охоте, в пастушестве, в быту).
2. Собственно музыкальные ритмизирующие сопровождение пения или танца).
3. Предметы быта, используемые в качестве музыкальных ударных инструментов.
По принципу звукообразования ударные инструменты можно отнести либо к группе мембранных - бубны, барабаны и другие, либо к группе сомозвучащих - било, трещотки, ложки, рубель, колокола и др.
Первые сведения об ударном инструменте (бряцало) относится к XI веку (Минея сентябрьская). По историческим памятникам с XII века известен самозвучащий инструмент под названием - било.
Бытовало две его разновидности - великое било и малое било.
Великое било -толстая доска длиною до 8 метров, подвешенная на двух цепях. По ней бьют равномерно специальной колотушкой.
Малое било(клепяло) -двухметровая доска шириной 10 см. Имеет форму двухлопастного пропеллера с выемкой посередине для держания инструмента. Ударяют в малое било деревянной колотушкой.
Било использовалось в качестве сигнального инструмента. В этой функции оно просуществовало, например, в раскольничьих скитах вплоть до нашего столетия. Исследователь Смоленский С.В. утверждает, что клепание в било - это «первичная форма колокольного звона».
Колокол -родственник древнерусского била. Первое упоминание
о нём находится в летописи о взятии неприятелем Новгорода и о снятии колоколов с Софийского собора в 1066 году. В XV веке западноевропейские путешественники пишут о русских звонах, как о характерном национальном явлении. Кроме церковно-ритуальной, колокола выполняли политическую, гражданскую, военную функцию. Об этом говорят названия колоколов: «осадный», «всполошный», «вечевой». Колокола различаются по весу: Малые зазвонные (4 - 80 кг) и большие зазвонные (130 - 400 кг). Большие колокола: повседневный (1600 - 8000 кг), полиелейный (8-11 т), воскресный (до 16 т), праздничный (16 т и более).
Льют колокола из колокольной бронзы. В русском колоколе, в отличие от западноевропейского, подвижной частью является язык, а не сам корпус. От языка колокола идут верёвки, как в руки звонарю (от малых колоколов), так и перекладинам колокольни (от средних) и к ножным педалям. Стоя на одной ноге, опытный звонарь попеременно нажимал другой ногой педали, а локтями и запястьем приводил в движение языки больших и малых зазвонных колоколов.
Бубен ратный -металлический котёл с натянутой кожаной мембраной. Удар по мембране производился с помощью вощяги -колотушки в виде кнута с плетёным шаром на конце Использовались разновидности ратных бубнов -тулумпас и набат,перевозили их на лошадях. Применялись бубны для звуковой связи и подачи команд в древнем русском войске, для устрашения врага.
Пастуший барабан -цельная деревянная доска со слегка скошенными или закруглёнными верхними углами. Материалом для изготовления служит ель, сосна. Размеры инструмента достаточно свободны: длина - 50-100 см, ширина - 25- 40 см, толщина -1,5-6 см. Инструмент подвешен на шее при помощи ремешка или верёвки и располагается горизонтально на уровне пояса. Играют на барабане двумя деревянными колотушками длиной 20- 35 см. Звуками барабана пастух извещал людей о том или ином моменте процесса пастьбы стада. Нередко инструмент сопровождал пляску и пение. Распространён в средней полосе России. В разных областях имеет различные названия - пастушка, постухалка, барабанка и др.
Трещотка —ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Вероятно был создан специально как музыкальный инструмент. Представляет собой набор деревянных пластин, в количестве от 14 до 22 штук, нанизанных на две верёвки. Пластины изготавливаются из твёрдых древесных пород: дуба, клёна, ореха. Длина пластины - 14 — 17 см, ширина - 5 - 9 см, толщина - 0,5 - 0,6 см.
Первое упоминание о трещотке в письменных источниках встречается в 1714 году. Районы бытования инструмента — преимущественно южные области: Курская, Орловская, Калужская, Тульская. Не случайно порой трещотку называют «курской». Приёмы игрына ней весьма разнообразны.
Существует круговая трещотка—широко используемая в симфонической музыке. Эпизодически применяют её и в народных оркестрах и ансамблях. Существует предположение, что на Руси она использовалась как шумовое приспособление.
Бубен скомороший -само название инструмента говорит о среде его бытования. Бубен представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одной стороне кожаной мембраной и подвешенными с внутренней стороны колокольчиками. Скоморохи и медвежьи поводыри при игре на бубне при меняли различные приёмы и фокусы: подбрасывая и схватывая его на лету, били бубном то по своим коленкам, то по голове, ударяли по мембране либо обечайке кистью руки, локтем, пальцами, делали тремоло и «вой», проводя по мембране большим пальцем правой руки.
Часто вместо бубна в руках скомороха оказывался двусторонний барабан,что нашло отражение в миниатюре XVI века «Игрище славян вятичей»( Радзивиловская летопись).
К третьей группе инструментов следует отнести предметы домашнего обихода, при определённых условиях становящиеся ударными музыкальными инструментами. Это ложки, тазы, сковороды, рубель, ухваты, коса и др. Практически любой предмет домашней утвари на праздничном гуляний мог стать музыкальным инструментом, однако только некоторые из них получили своё второе рождение и стали изготавливаться в чисто музыкальных целях.
Ложки -для музыкальных целей их изготавливают из твердых пород дерева( дуб, ясень, клён, бук). Музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки, иногда вдоль рукоятки привешивают бубенцы. Игровой комплект состоит из 2 - 4 ложек. Приёмы игры достаточно разнообразны. В русских печатных изданиях ХУШ века появляются первые сведения о них.
Рубель -изогнутая доска длиной около полуметра с ручкой. На выпуклой стороне нарезано множество поперечных ребринок. В быту рубель использовали для разглаживания белья. Одной рукой держат инструмент за ручку, другой рукой — ложку либо деревянную полочку, которой быстро проводят по ребристой стороне. Возможны отдельные удары по различным местам инструмента. Применяемый и изготавливаемый в настоящее время музыкальный инструмент отличается от своего прообраза - он не имеет изгиба, для улучшения акустических характеристик в одном из торцов по длине вырезается резонаторная щель.
Ухват -приспособление, при помощи которого ставили и вытаскивали из русской печи чугуны и горшки. Торцами ухватов отбивать об пол плясовые ритмы. На верхнем конце каждого древка приспосабливают по две тарелочки от бубна. Сочетание глухих ударов об пол с позвякиванием напоминают танец в сапогах со шпорами. Отсюда второе название этого инструмента -шпоры.
Рогач-приспособление для сушки кухонной посуды, применяется в деревнях Орловщины в качестве ударного инструмента.
Коса -на ней играют, предварительно сняв с древка. Одной рукой держат косу за основание остриём вниз, другой рукой — большой гвоздь и выбивают о косу различные ритмы. Инструмент бытовал в селах Воронежской, Курской и Белгородской областей.
В связи с возрастающим вниманием к народным традициям, предметы патриархального быта всё чаще получают своё второе рождение в качестве музыкальных инструментов Таким образом, возрастает роль исполнительского искусства как хранителя старинных традиций русской культуры.
Ударныеинструменты на протяжении многих веков активно использовались в народной инструментальном творчестве и являлись украшением сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительского искусства. Дошли до наших дней и получили широкое распространение такие инструменты как бубен, ложки, парные ложки О.Буданкова, косточки «рубель», рыкалка, трещотка обычная, курская трещотка, парная трещотка О.Буданкова, круговая трещотка, пастуший барабан (барабанка), рогач, ухваты (шпоры), коса, коробочка и др. Широкий спектр ударных инструментов активно применяется как в сольном и ансамблевом исполнительстве, так и в оркестровой практике.
Анализ всей разнообразной гаммы русских народных инструментов показывает, что они представляют собой живительный источник, который во многом питает все пласты народной художественной культуры.
Литература
Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. - М., 1997,
Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. М., Музыка, 1991.
Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л..1975.
- Раздел I.Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры
- Глава 1. Основы теории народной художественной культуры
- Исходные понятия теории народной художественной культуры.
- Сущность народной художественной культуры и народно - художественного творчества
- Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- История изучениямифов
- Литература
- Глава 3. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах
- Народныйземледельческийкалендарь
- Зимние народныепраздники
- Осенние праздники
- Литература
- Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Родильная обрядность
- Русская народнаясвадьба
- Похоронный обряд
- Литература
- Глава 5. Художественный мир народных игр
- Сущность игры.
- Функции игр.
- Русские народные игры
- Сферы бытованиянародных игр
- Литература
- Раздел II. Основные виды и жанры народного художественного творчества
- Глава 1. Устное народное творчество
- Русский эпос
- Духовныестихи
- Литература
- Глава 2. Народное песенное творчество
- Жанровая разновидность русских народных песен
- Детский фольклор
- Классификациядетского фольклора
- Поэзияпестования
- Колыбельныепесни
- Потешки
- Прибаутки
- Бытовойфольклор
- Детскиенародные песни
- Календарные песни, заклички и приговорки
- Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки)
- Игровой фольклор (считалки, игры)
- Региональные традиции русского народного песенного творчества
- Литература
- Глава 3. Народные музыкальные инструменты
- Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество
- Художественная обработка дерева
- Богородская резьба
- Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба
- Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой
- Художественныеизделия из бересты
- Декорирование берестяных изделий
- Росписьуфтюжского туеска
- Хохломская роспись по дереву
- Полхов-майданское искусство
- Росписи Северной Двины
- Художественная обработка камня
- Резьба по кости
- Миниатюрная живопись на папье-маше
- Художественнаяобработка металла
- Народная керамика
- Кружевоплетение
- Художественнаяроспись ткани
- Вышивка
- Глава 5. Народное зодчество
- Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки.
- Основные конструктивные элементы построек
- Крестьянское жилище. Типы жилища
- Типы внутренней планировки избы
- Художественно-образная система крестьянского жилища
- Хоромы Исторические источники о хоромном зодчестве
- 2. Церкви.
- Глава 6. Фольклорный театр
- Глава 7. Народный танец
- Глава 8. Русский народный костюм
- Глава 9. Русская народная игрушка