logo
14-02-2013_20-49-25 / Учебник Бакланова Т

Художественнаяроспись ткани

Набивные ткани.Среди приемов украшения тканей существует ручной способ их орнаментации путем набивки. Первоначально этим занимались иконописцы - «травщики». Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Доски с резным орнаментом изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха. Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оста­вался не закрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах. Узор наносили мас­ляными красками вручную, с помощью кисточки и резерва. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась, затем просушивалась, а резервирующий состав смывали горячей водой, в результате нитками получался светлый узор на цвет­ном фоне.

В первой половине XIX в. русская набойка утратила черты самобытности. В 1828 г. в с. Иваново купцом Спири­доновым была установлена первая ситцепечатная цилиндри­ческая машина, положившая начало развитию ситцепечата­ния, которое постепенно оттеснило набойку.

Павловские платки и шали.Город Павловский Посад в Московской области является центром традиционного рус­ского текстиля. В XVIII в. крестьяне изготавливали здесь платки и сарафанные ткани, украшенные орнаментом из зо­лотых нитей. В 1812 г. зажиточный крестьянин из С.Павлова (впоследствии Павловский Посад) Семен Лабзин основал не­богатую шелкоткацкую фабрику, заложившую базу совре­менного производства платков и шалей. 1860 — 1880 гг. -время его формирования и расцвета. Изготовление и декорирование шерстяных тканей в Павловском Посаде базируется на древних традициях русской народной ручной набойки. Узорную ткань печатали при помощи досок - деревянных форм («манеры» или «цветки») с рельефным узором; для ка­ждой краски резалась своя «манера». Для платков со сложной композицией вырезали 40-60 форм, что превышало в два-три раза число использующихся красок.

Русские шали первой половины XIX века имели свои стилевые особенности. Композиционные решения были раз­нообразными; узорная кайма по краю с гирляндами цветов, чередующихся с красным, голубым и зеленым цветами. Гео-метризированные формы орнамента были лишены строгой схематичности. В узорах русских шалей мастера предпочита­ли чистые нежные тона красного, зеленого, синего, фиолето­вого, желтого цветов. Павловские мастера использовали не только белый фон, но и черный, синий, зеленый, желтый, красный. На контрастном фоне яркие цветы собирались в гирлянды или букеты, а иногда свободно размещались на пустом поле платка.

В XIX в. узорные платки и шали, которые в России но­сили и в крестьянской, и в городской среде, стали выполнять в костюме роль цветного акцента. В настоящее время в Пав­ловском Посаде применяют фотопечать, ручную набойку и набивку на плоскопечатных машинках. Ежегодно выпускает­ся более 200 видов шалей, платков, шарфов. Эту богатую коллекцию ежегодно пополняют изделия, которые создаются по новым рисункам художников.