Глава 2. Народное песенное творчество
Главным отличительным признаком человека считают то, что он существо, владеющее членораздельной речью. Музыканты добавляют к этому: человек — существо, не только говорящее, но и поющее, поющее к тому же по-особому. Ведь истоки человеческого пения уходят в ту же незапамятную даль, что и истоки речи. Возможно, речь и пение появились одновременно. Когда переполненные радостью, торжеством или гневом, древние люди, разрисовав свои тела и лица, начинали голосить, дружно скакать, бить в ладоши, т.е. совершать магические обряды, зарождались разные искусства. Вероятно, многие тысячелетия пение, пляска, игра на примитивных инструментах существовали и развивались нераздельно — именно это и называют «первобытным синкретизмом» искусств. Однако в той же древности появились и зародыши самостоятельных искусств: музыка (инструментальные наигрыши), поэзия (различные предания), скульптура, роспись стен (наскальная живопись) — все это чаще всего имело ритуальное значение. Народная песня —сочетание двух искусств: музыки и поэзии, созданной народом — оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчества; она существует уже несколько тысячелетий, но и в наши дни также любима людьми, так же нужна им, как и их далеким предкам. Ведь песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности; к роднойприроде,семье, к происходящим историческим событиям. Само понятие«народное музыкальное творчество»охватывает разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы музыкальные и музыкально-поэтические произведения, созданные и исполняемые различными социальными категориями трудового народа: крестьянами, рабочими, ремесленниками, отходниками на промыслы, солдатами и матросами, отчасти также представителями интеллигенции. Однако исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором. Слово фольклорв переводе с английского языка означаетнародная мудрость. Вотечественной фольклористике под этим понятием подразумевается искусство устной,! бесписьменной традиции, сложившееся в многовековой творческой практике того или иного этноса. Что же такое устноенародное музыкальное творчество?Т.И.Попова в хрестоматии «Русское народное музыкальное творчество» трактует! устное народное музыкальное творчество как первооснову всей музыкальной культуры. Устная традиция воспроизведения и распространения свойственна произведениям народного творчества и исторически связана с теми далекими временами, когда письменность еще не существовала. Поэтому издавна музыкально-поэтические произведения распространялись исключительно изустным путем, переходя из поколения в поколение, из одной местности в другую. В процессе изустной передачи народной песни огромную роль сыграла коллективностьтворческого процесса. Ведь песню иной раз складывают двое и даже несколько певцов. Однако в своем первоначальном виде песня может быть создана и одним лицом. Складывая напев, певец использовал привычные песенные интонации и попевки, характерные для данной певческой традиции приемы ладового и мелодического развития. Иными словами, при сочинении мелодии слагатель песни широко пользуется веками накопленным коллективным творческим опытом народа. Удачные песни подхватывались другими певцами — это отразилось на дальнейшем развитии песни. Видоизменялись напев и слова песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов и текстов, что привело к многовариантностипесни. Например, песенные сюжеты («Как по морю, морю синему», «Ай во поле липонька», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка») бытуют с различными, ярко своеобразными напевами. Такое обилие мелодических вариантов свидетельствует о творческой одаренности русского народа в области музыки, его неисчерпаемой способности к созданию все новых и новых мелодий. Песня неизбежно становилась такою же разнообразной, как и сама жизнь, воплощаясь в различных жанрах, отличающихся бытовым предназначением и напевами. Что же такое жанр?
Понятие «жанр» (французское genre— род, вид) в применении к русскому народному музыкальному творчеству означает род, вид или разновидность произведений музыкального фольклора, обладающих существенными.
- Раздел I.Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры
- Глава 1. Основы теории народной художественной культуры
- Исходные понятия теории народной художественной культуры.
- Сущность народной художественной культуры и народно - художественного творчества
- Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- История изучениямифов
- Литература
- Глава 3. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах
- Народныйземледельческийкалендарь
- Зимние народныепраздники
- Осенние праздники
- Литература
- Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Родильная обрядность
- Русская народнаясвадьба
- Похоронный обряд
- Литература
- Глава 5. Художественный мир народных игр
- Сущность игры.
- Функции игр.
- Русские народные игры
- Сферы бытованиянародных игр
- Литература
- Раздел II. Основные виды и жанры народного художественного творчества
- Глава 1. Устное народное творчество
- Русский эпос
- Духовныестихи
- Литература
- Глава 2. Народное песенное творчество
- Жанровая разновидность русских народных песен
- Детский фольклор
- Классификациядетского фольклора
- Поэзияпестования
- Колыбельныепесни
- Потешки
- Прибаутки
- Бытовойфольклор
- Детскиенародные песни
- Календарные песни, заклички и приговорки
- Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки)
- Игровой фольклор (считалки, игры)
- Региональные традиции русского народного песенного творчества
- Литература
- Глава 3. Народные музыкальные инструменты
- Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество
- Художественная обработка дерева
- Богородская резьба
- Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба
- Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой
- Художественныеизделия из бересты
- Декорирование берестяных изделий
- Росписьуфтюжского туеска
- Хохломская роспись по дереву
- Полхов-майданское искусство
- Росписи Северной Двины
- Художественная обработка камня
- Резьба по кости
- Миниатюрная живопись на папье-маше
- Художественнаяобработка металла
- Народная керамика
- Кружевоплетение
- Художественнаяроспись ткани
- Вышивка
- Глава 5. Народное зодчество
- Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки.
- Основные конструктивные элементы построек
- Крестьянское жилище. Типы жилища
- Типы внутренней планировки избы
- Художественно-образная система крестьянского жилища
- Хоромы Исторические источники о хоромном зодчестве
- 2. Церкви.
- Глава 6. Фольклорный театр
- Глава 7. Народный танец
- Глава 8. Русский народный костюм
- Глава 9. Русская народная игрушка