logo
14-02-2013_20-49-25 / Учебник Бакланова Т

Глава 5. Народное зодчество

Понятие народное зодчество в русской художествен­ной культуре, прежде всего, связано с деревянным зодчест­вом. Основываясь всецело на традициях народного искусст­ва, русское деревянное зодчество достигло высокого совер­шенства и в значительной мере повлияло на все развитие рус­ской архитектуры. В нем проявились все основные черты на­родного искусства как особого типа творчества. В архитек­турных сооружениях и в архитектурном декоре сохранялось и передавалось прежде всего то, что составляло духовные цен­ности народа.

В этом проявилась родовая сущностьзодчества как области народного искусства, Природосообразностьнарод­ного зодчества выразилась, во-первых, в виртуозном исполь­зовании возможностей и свойств дерева как строительного материала, во-вторых, в органической связи архитектурных форм и декора с формами живой природы (в том числе и ан­тропоморфных), в-третьих, в умении сделать сооружения не­отъемлемой и органичной частью природной среды. Тради­ция внародном зодчестве означала прежде всего единство конструктивных и художественных принципов и идейно-образного содержания, передававшееся из поколения в поко­ление. Наличие самобытных региональных особенностей и многообразие форм деревянной архитектуры связано с поня­тием вариативности в народном искусстве. Кроме того, на­родное зодчество имело свою художественно-образную сис­тему,в которой отразились космологические и эстетические идеалы народа. Если мы говорим об ансамблевом характере народного искусства, то народное зодчество во многом вы­полняет ансамблеобразующую роль, организует духовно-пространственную среду жизни этноса.