2. Церкви.
а) Клетские церкви.Они были распространены повсеместно, представляли собой сруб (клеть) с двухскатной крышей и с одной главкой на ней. Иногда к церкви пристраивалась колокольня. Если в Карелии, например, крыши таких церквей были невысокими, то в Костромской, Вологодской, Владимирской губерниях крыши были высокими, заостренными, клиновидными. Характерно сочетание таких крыш и широких галерей-гульбищ, окружавших церковь.
б) Ярусные церкви.Были наиболее распространены в средней полосе России. Конструкция ярусной церкви представляла собой как бы пирамидку из нескольких срубов, поставленных друг на друга. Чаще всего встречался следующий вариант: на «четверик» ставились два яруса восьмериков.
в) Шатровые церкви.Их отличает конструктивное покрытие - шатер, представлявший собой идеальную связь конструкции и формы, по архитектурно-строительным приемам наиболее органичную для деревянного зодчества. Шатровые церкви были особенно распространены на Севере. Для Заонежья наиболее характерен тип храма: «восьмерик на четверике с повалами» (бревенчатыми карнизами вверху срубов). Для Архангельской, Новгородской, Вологодской губерний - «восьмерик до основания» (т.е. до земли) и шатер над крестообразной в плане постройкой. В Мезенском и Пинежском краю была распространена очень красивая конструкция - «шатер на крещатых бочках» (двускатные крыши «бочкой» образовывали крест). На Северо-Западе Архангельской области и Восточной Карелии строили многошатровые храмы - с несколькими шатровыми главами (3-5 шатров). По одной из версий, многошатровым был деревянный Софийский собор в Новгороде Х века, имевший 13 глав.
г) Многоглавые церкви.Эти церкви имели 5, 9 и более главок. Многоглавие могло сооружаться на одном объеме, т.е. венчать крышу одного сруба. Примером может служить Покровская церковь в Кижах (1764г.), где девять глав венчают крышу «восьмерика». Но многоглавие могло создаваться и на основе ярусной конструкции. Пример -знаменитый Преображенский собор в Кижах (1714 г.), в основе конструкции которого четыре яруса «восьмериков».
д) Кубоватые церкви.Основное здание церкви имело покрытие «кубом». Форма куба была более всего приближена к куполу. Считается, что к этой форме народные мастера прибегли после запрещения строительства шатровых церквей во времена церковных реформ XVII ве ка.Но подобный тип покрытия не прижился, и после XVIII века более не встречался.
е) Колокольни.Иногда колокольни ставились отдельно, недалеко от церкви. Они имели конструкцию «восьмерик до основания» или «восьмерик на четверике» и шатровое покрытие. Распространился такой кип колоколен в XVI веке.
К церквям иногда пристраивались трапезные- помещения для праздничной трапезы после службы. Церкви с трапезными - сочетание чисто русское. Бывали и отдельно стоящие трапезные.
Художественно-образная системахрама
Характеризуя художественно - образную систему деревянного храма необходимо отметить, что и народные мастера, и прихожане мыслили едиными ансамблевыми категориями, отражавшими их мировоззрение. Поэтому ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. В деревянных храмах, с одной стороны, учитывалась «земная» иерархия прихожан, запечатленная в их жилище. С другой стороны, — «небесная» иерархия (т.е. дом как храм и храм как дом Божий). Стремление возвысить Божий дом над земным, приукрасить его, вело к освоению новых архитектурных приемов, форм, как заложенных в народном жилище, так и почерпнутых из каменного зодчества.
Отметим полисемантичностьобраза храма в целом. Это и образ мира с его троичной структурой, это и небо на земле. Это и тело Христово, это и дом Божий. Устройство православного храма восходит через византийское зодчество к ветхозаветной традиции. Храм обязательно имел алтарь, среднюю часть и притвор и был ориентирован алтарем на восток. Крестово-купольная система храма отражала в плане крест. Часто храм был похож в плане на продолговатый корабль, что символизировало Ноев ковчег, ведущий в Царство Небесное. Центричная система в виде круга (в деревянном зодчестве «восьмерика») символизировала вечность церкви Христовой. Центричная и крестовоку-польная система получила особое развитие в Древней Руси, т.к. центричность пронизывала древнерусский ансамбль на всех уровнях (постройка, поселение, город). В деревянной церкви все объемы по горизонтали усиливаются к центру, а по вертикали убывающими массами равномерно стремятся вверх и сливаются в кресте. Внутренний объем многих деревянных церквей был намного меньше внешнего объема (особенно шатровых, ярусных), и это не позволяло достигнуть того ощущения высоты неба-купола, как в каменных церквях. Вместе с тем, в них отсутствовала и важнейшая образная функция купола как источника «небесного света». Тем не менее, внутри деревянного храма свод деревянного купола — «небо» — оставался центром композиции. От образа Пантократора в середине как лучи расходятся бревна каркаса, а между ними помещены фигуры ангелов и серафимов, устремленные к центру (Покровская церковь близ Вытегры Вологодской области). Таким образом, находясь вне храма, человек постигал его центрическую космологическую структуру мысленно, а пребывая внутри, чувствовал себя в центре мира.
Столь популярный в деревянном зодчестве «восьмерик» сам по себе символизировал церковь (восьмиугольник - звезда), которая сияет подобно путеводной звезде.
Большое значение в художественно-образной системе храма имели главы. Две главы символизировали две природы Христа, три - Святую Троицу, пять - Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь - семь Вселенских Соборов, девять - девять чинов ангельских, тринадцать - Иисуса Христа и двенадцать Апостолов.
Художественно-образное решение интерьера храма составляли иконы, иногда росписи свода, церковная утварь. Резьба украшала, в основном, иконостас. Можно отметить также резные столбы трапезных, в которых присутствовала солярная символика. Внешний декор был очень сдержан.
Основным декоративным элементом были причелины. Главную образную нагрузку несли конструкция и объем.
* * *
Понятие народности русского деревянного зодчества связано прежде всего с объективным отражением в его памятниках философии всей нации. Цельность архитектурного образа, единство конструктивно-технической, утилитарно-практической и архитектурно-художественной стороны составляют своеобразие всего русского деревянного зодчества.
План искусствоведческого анализа памятников русского деревянного зодчества должен включать следующие пункты:
1. Как вписан памятник в ландшафт, как связан с окружающей средой.
2. Его назначение.
3. Конструктивные особенности памятника и ихсвязь со свойствами материала.
4. Объемно-пространственное решение.
5. Декоративное убранство.
6. Художественный образ (как единство формы, конструкции, функции, декора, среды) и идеи, воплощенные в нем.
Литература
Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.—Л.,1984.
Бломквист Е. Э., Ганцкая О. А. Типы русских крестьянских жилищ //Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.-С. 131-165.
Жилища древнего Новгорода: Свод археологических источников (Под ред. А. В. Арциховского и Б. А. Колчина).-М.. 1963.
Званцев М. П. Нижегородская резьба.- М., 1969.
Лисенко Л. М. Русское деревянное зодчество// Дерево в архитектуре м скульптуре славян.- М., 1987. - С. 99-126.
Народное зодчество; Сб. науч. Трудов под ред. В. П. Орфинского. — Петрозаводск, 1992.
Некрасова М. А. Ансамбль как образная система// Искусство ансамбля.- М., 1988. - С. 43-96. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество: Памятники шатрового типа. Памятники клетского типа и малые архитектурные формы. Памятники ярусного, кубоватого и многоглавого типа.- М., 1986.
Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. М., 1989.
Раппопорт П. А. Древнерусское жилище.- Л., 1975.
Русская изба: Популярная энциклопедия. М., 1999.
Русское народное искусство Севера: Сб. статей. -Л., 1968.
Смолицкий В. Г. Русь избяная.- М., 1993.
Спегальский Ю. П. Жилище Северо-Западной Руси IX-XIII веков.-Л., 1972.
Станюкевич Т. В. Внутренняя планировка, отделка и меблировка русского крестьянского жилища // Русские. Исто-рико-этнографический атлас.- М., 1970. - С. 52-88.
Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера.- Л., 1982.
Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского народного жилища // Русские. Историко-этнографический атлас.- М., 1970. - С. 7-62.
- Раздел I.Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры
- Глава 1. Основы теории народной художественной культуры
- Исходные понятия теории народной художественной культуры.
- Сущность народной художественной культуры и народно - художественного творчества
- Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- История изучениямифов
- Литература
- Глава 3. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах
- Народныйземледельческийкалендарь
- Зимние народныепраздники
- Осенние праздники
- Литература
- Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Родильная обрядность
- Русская народнаясвадьба
- Похоронный обряд
- Литература
- Глава 5. Художественный мир народных игр
- Сущность игры.
- Функции игр.
- Русские народные игры
- Сферы бытованиянародных игр
- Литература
- Раздел II. Основные виды и жанры народного художественного творчества
- Глава 1. Устное народное творчество
- Русский эпос
- Духовныестихи
- Литература
- Глава 2. Народное песенное творчество
- Жанровая разновидность русских народных песен
- Детский фольклор
- Классификациядетского фольклора
- Поэзияпестования
- Колыбельныепесни
- Потешки
- Прибаутки
- Бытовойфольклор
- Детскиенародные песни
- Календарные песни, заклички и приговорки
- Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки)
- Игровой фольклор (считалки, игры)
- Региональные традиции русского народного песенного творчества
- Литература
- Глава 3. Народные музыкальные инструменты
- Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество
- Художественная обработка дерева
- Богородская резьба
- Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба
- Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой
- Художественныеизделия из бересты
- Декорирование берестяных изделий
- Росписьуфтюжского туеска
- Хохломская роспись по дереву
- Полхов-майданское искусство
- Росписи Северной Двины
- Художественная обработка камня
- Резьба по кости
- Миниатюрная живопись на папье-маше
- Художественнаяобработка металла
- Народная керамика
- Кружевоплетение
- Художественнаяроспись ткани
- Вышивка
- Глава 5. Народное зодчество
- Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки.
- Основные конструктивные элементы построек
- Крестьянское жилище. Типы жилища
- Типы внутренней планировки избы
- Художественно-образная система крестьянского жилища
- Хоромы Исторические источники о хоромном зодчестве
- 2. Церкви.
- Глава 6. Фольклорный театр
- Глава 7. Народный танец
- Глава 8. Русский народный костюм
- Глава 9. Русская народная игрушка