logo
14-02-2013_20-49-25 / Учебник Бакланова Т

2. Церкви.

а) Клетские церкви.Они были распространены по­всеместно, представляли собой сруб (клеть) с двухскатной крышей и с одной главкой на ней. Иногда к церкви при­страивалась колокольня. Если в Карелии, например, крыши таких церквей были невысокими, то в Костромской, Воло­годской, Владимирской губерниях крыши были высокими, заостренными, клиновидными. Характерно сочетание таких крыш и широких галерей-гульбищ, окружавших церковь.

б) Ярусные церкви.Были наиболее распространены в средней полосе России. Конструкция ярусной церкви представляла собой как бы пирамидку из нескольких сру­бов, поставленных друг на друга. Чаще всего встречался следующий вариант: на «четверик» ставились два яруса восьмериков.

в) Шатровые церкви.Их отличает конструктивное покрытие - шатер, представлявший собой идеальную связь конструкции и формы, по архитектурно-строительным приемам наиболее органичную для деревянного зодчества. Шатровые церкви были особенно распространены на Севе­ре. Для Заонежья наиболее характерен тип храма: «восьме­рик на четверике с повалами» (бревенчатыми карнизами вверху срубов). Для Архангельской, Новгородской, Воло­годской губерний - «восьмерик до основания» (т.е. до зем­ли) и шатер над крестообразной в плане постройкой. В Ме­зенском и Пинежском краю была распространена очень красивая конструкция - «шатер на крещатых бочках» (дву­скатные крыши «бочкой» образовывали крест). На Северо-Западе Архангельской области и Восточной Карелии строили многошатровые храмы - с несколькими шатровы­ми главами (3-5 шатров). По одной из версий, многошатро­вым был деревянный Софийский собор в Новгороде Х века, имевший 13 глав.

г) Многоглавые церкви.Эти церкви имели 5, 9 и более главок. Многоглавие могло сооружаться на одном объеме, т.е. венчать крышу одного сруба. Примером может служить Покровская церковь в Кижах (1764г.), где девять глав венчают крышу «восьмерика». Но многоглавие могло создаваться и на основе ярусной конструкции. Пример -знаменитый Преображенский собор в Кижах (1714 г.), в основе конструкции которого четыре яруса «восьмериков».

д) Кубоватые церкви.Основное здание церкви имело покрытие «кубом». Форма куба была более всего приближена к куполу. Считается, что к этой форме народ­ные мастера прибегли после запрещения строительства шатровых церквей во времена церковных реформ XVII ве ка.Но подобный тип покрытия не прижился, и после XVIII века более не встречался.

е) Колокольни.Иногда колокольни ставились от­дельно, недалеко от церкви. Они имели конструкцию «восьмерик до основания» или «восьмерик на четверике» и шатровое покрытие. Распространился такой кип колоколен в XVI веке.

К церквям иногда пристраивались трапезные- по­мещения для праздничной трапезы после службы. Церкви с трапезными - сочетание чисто русское. Бывали и отдельно стоящие трапезные.

Художественно-образная системахрама

Характеризуя художественно - образную систему деревянного храма необходимо отметить, что и народные мастера, и прихожане мыслили едиными ансамблевыми категориями, отражав­шими их мировоззрение. Поэтому ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. В де­ревянных храмах, с одной стороны, учитывалась «земная» иерархия прихожан, запечатленная в их жилище. С другой стороны, — «небесная» иерархия (т.е. дом как храм и храм как дом Божий). Стремление возвысить Божий дом над земным, приукрасить его, вело к освоению новых архитек­турных приемов, форм, как заложенных в народном жили­ще, так и почерпнутых из каменного зодчества.

Отметим полисемантичностьобраза храма в целом. Это и образ мира с его троичной структурой, это и небо на земле. Это и тело Христово, это и дом Божий. Устройство православного храма восходит через византийское зодчест­во к ветхозаветной традиции. Храм обязательно имел ал­тарь, среднюю часть и притвор и был ориентирован алта­рем на восток. Крестово-купольная система храма отражала в плане крест. Часто храм был похож в плане на продолго­ватый корабль, что символизировало Ноев ковчег, ведущий в Царство Небесное. Центричная система в виде круга (в деревянном зодчестве «восьмерика») символизировала вечность церкви Христовой. Центричная и крестовоку-польная система получила особое развитие в Древней Руси, т.к. центричность пронизывала древнерусский ансамбль на всех уровнях (постройка, поселение, город). В деревянной церкви все объемы по горизонтали усиливаются к центру, а по вертикали убывающими массами равномерно стремятся вверх и сливаются в кресте. Внутренний объем многих де­ревянных церквей был намного меньше внешнего объема (особенно шатровых, ярусных), и это не позволяло достиг­нуть того ощущения высоты неба-купола, как в каменных церквях. Вместе с тем, в них отсутствовала и важнейшая образная функция купола как источника «небесного света». Тем не менее, внутри деревянного храма свод деревянного купола — «небо» — оставался центром композиции. От образа Пантократора в середине как лучи расходятся брев­на каркаса, а между ними помещены фигуры ангелов и се­рафимов, устремленные к центру (Покровская церковь близ Вытегры Вологодской области). Таким образом, находясь вне храма, человек постигал его центрическую космологи­ческую структуру мысленно, а пребывая внутри, чувство­вал себя в центре мира.

Столь популярный в деревянном зодчестве «восьме­рик» сам по себе символизировал церковь (восьмиугольник - звезда), которая сияет подобно путеводной звезде.

Большое значение в художественно-образной систе­ме храма имели главы. Две главы символизировали две природы Христа, три - Святую Троицу, пять - Иисуса Хри­ста и четырех Евангелистов, семь - семь Вселенских Собо­ров, девять - девять чинов ангельских, тринадцать - Иисуса Христа и двенадцать Апостолов.

Художественно-образное решение интерьера храма со­ставляли иконы, иногда росписи свода, церковная утварь. Резьба украшала, в основном, иконостас. Можно отметить также резные столбы трапезных, в которых присутствовала солярная символика. Внешний декор был очень сдержан.

Основным декоративным элементом были причелины. Глав­ную образную нагрузку несли конструкция и объем.

* * *

Понятие народности русского деревянного зодчества свя­зано прежде всего с объективным отражением в его памятниках философии всей нации. Цельность архитектурного образа, един­ство конструктивно-технической, утилитарно-практической и архитектурно-художественной стороны составляют своеобразие всего русского деревянного зодчества.

План искусствоведческого анализа памятников русского деревянного зодчества должен включать следующие пункты:

1. Как вписан памятник в ландшафт, как связан с окружаю­щей средой.

2. Его назначение.

3. Конструктивные особенности памятника и ихсвязь со свойствами материала.

4. Объемно-пространственное решение.

5. Декоративное убранство.

6. Художественный образ (как единство формы, конструк­ции, функции, декора, среды) и идеи, воплощенные в нем.

Литература

Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях вос­точных славян.—Л.,1984.

Бломквист Е. Э., Ганцкая О. А. Типы русских крестьян­ских жилищ //Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.-С. 131-165.

Жилища древнего Новгорода: Свод археологических ис­точников (Под ред. А. В. Арциховского и Б. А. Колчина).-М.. 1963.

Званцев М. П. Нижегородская резьба.- М., 1969.

Лисенко Л. М. Русское деревянное зодчество// Дерево в архитектуре м скульптуре славян.- М., 1987. - С. 99-126.

Народное зодчество; Сб. науч. Трудов под ред. В. П. Орфинского. — Петрозаводск, 1992.

Некрасова М. А. Ансамбль как образная система// Искус­ство ансамбля.- М., 1988. - С. 43-96. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество: Памят­ники шатрового типа. Памятники клетского типа и малые архитектурные формы. Памятники ярусного, кубоватого и многоглавого типа.- М., 1986.

Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. М., 1989.

Раппопорт П. А. Древнерусское жилище.- Л., 1975.

Русская изба: Популярная энциклопедия. М., 1999.

Русское народное искусство Севера: Сб. статей. -Л., 1968.

Смолицкий В. Г. Русь избяная.- М., 1993.

Спегальский Ю. П. Жилище Северо-Западной Руси IX-XIII веков.-Л., 1972.

Станюкевич Т. В. Внутренняя планировка, отделка и меб­лировка русского крестьянского жилища // Русские. Исто-рико-этнографический атлас.- М., 1970. - С. 52-88.

Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера.- Л., 1982.

Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского на­родного жилища // Русские. Историко-этнографический атлас.- М., 1970. - С. 7-62.